Сон — нормальный и жизненно необходимый для каждого организма период, так как люди проводят приблизительно третью часть своей жизни во сне. «Сон — это возникающее от природы состояние, поэтому и причины его всецело природны, естественны» (Солопова, 2010, с. 165).
Сон необходим для физического существования человека, при этом, когда люди ночью спят, мозг, тем не менее, не отдыхает, как считают исследователи естественных наук. Он трудится с таким же напряжением, как и в другое время, не предназначенное для сна. Время для сна тоже определено природой, естественное время для состояния сна — ночное время.
Сон как период реального существования человека может сопровождаться сновидениями, включать в себя сновидения, то есть содержать определенные видения, завершающиеся с окончанием физического сна. Сновидения являются результатом деятельности человека в реальности, работы его памяти и воображения. Они также тесно связаны с физическим состоянием, темпераментом и возрастом, общественным положением, умственным развитием человека.
Сновидения издревле волновали человека, ощущавшего в нем нечто неподвластное разуму, они являются одной из самых тайных и интересных сторон бытия человека. Образы и обстоятельства сновидений могут влиять на реальную жизнь человека. Исследованием сна и сновидений занимались и занимаются представители разных наук. Во многих исследованиях термины «сон» и «сновидение» используются как термины-синонимы.
В области естественных наук это Гиппократ (Гиппократ, 2001), И.П. Павлов (Павлов, 1951), Н. Клейтман (Kleitman, 1963), В.Н. Касаткин (Касаткин, 1983), В.М. Ковальзон (2006, 2012), Е.А. Корабельникова (2009).
В области философии и религии проблемы сомнологии осмысляли Аристотель (Аристотель, 2010), Рене Декарт (Декарь, 1950), исследователи А.Л. Берлинский (Берлинский, 1999), М.С. Петрова (2010), А. Фефелов (2008) и др.
В области психологии, науки, соединяющей в себе естественное и гуманитарное начала, к феномену сна обращались З. Фрейд (1989, 2015), Г.Х. Миллер (2007), А. Адлер (2002), К. Юнг (1930, 1994, 2010).
Рассмотрим некоторые идеи, сформулированные исследователями сна в разных науках, несколько подробнее.
Сон как объект естественных наук
Научные исследования сна, увенчавшиеся успехом, можно отнести к концу XIX века. Развитие естественных наук привело к успехам и в изучении сновидений. «Первый сон — это периодически наступающее физиологическое состояние, которое характеризуется почти полным отсутствием реакции на внешние раздражения, уменьшением активности ряда физиологических процессов» (Фефелов, 2008, с. 9).
В трудах древнегреческого врача Гиппократа, ставших основой дальнейшего развития клинической медицины, отражены представления о целостности организма; индивидуальный подход к больному и его лечению; понятие о видениях и сновидениях и др. Гиппократ, выделяя божественные и естественные сновидения, больше обращает внимание на естественные сновидения, которые помогают врачам понять состояние тела человека, его сознание, ведь кто «здраво судит об этом, знает большую часть мудрости» (Гиппократ, 2001, с. 106).
Основателем «науки о сне» была М.М. Манасеина (1843—1903), чей главный вклад в психофизиологию связан именно с изучением сна. Роль М.М. Манасеиной в развитии сомнологии и нейронаук обосновал председатель правления российского Национального сомнологического общества, доктор биологических наук, член Европейского и Американского обществ по изучению снов В.М. Ковальзон в статье «Забытый основатель биохимии и сомнологии» (Ковальзон, 2012). Книга М.М. Манасеиной под названием «Сон как треть жизни, или Физиология, патология, гигиена и психология сна» является наиболее известной из всех работ этого врача и биохимика. Книга явилась настоящей сомнологической энциклопедией, в которой впервые были представлены все знания, полученные по данной теме к тому времени, эти успехи были оценены всеми исследователями сна. По мнению М.М. Манасеиной, «ученые, признающие сон за остановку или диастолу мозговой деятельности, ошибаются, так как во время сна мозг вовсе не спит, не бездействует весь целиком, а засыпанию подпадают только те части его, которые составляют анатомическую основу, анатомический субстрат сознания. Сон есть время отдохновения нашего сознания» (цит. по Ковальзон, 2012, с. 88).
М.М. Манасеина провела первые научные эксперименты по исследованию сновидений. Эксперименты были выполнены в 1894 году и в то время их результаты были опубликованы в французском журнале «Archive italienne de biologie». В течение пяти лет М.М. Манасеина собирала записи снов у 37 различных людей и сделала определенные наблюдения. Анализируя эти материалы, она пришла к следующим выводам: сон для организма важнее пищи (цит. по Ковальзон, 2012, с. 86). У людей, длительное время лишенных сна, часто развиваются расстройства мышления и восприятия, подобные тем, что наблюдаются при шизофрении. Без сна человек может прожить не более 11 дней. Люди, являющиеся культурными, образованными и воспитанными, видят сновидений больше по сравнению с другими людьми. Их сны более информативны, разнообразны и логичны (Ковальзон, 2012, с. 87). Вклады М.М. Манасеиной оказали большое влияние на исследования сновидений.
В начале XX века ученые начинают рассматривать сны с точки зрения нейрофизиологии. Великий русский физиолог И.П. Павлов занимался ненормальными состояниями сна, возникающими на нейрофизиологическом уровне, изучал сон как циклическое явление и обращал внимание на физиологические и патологические процессы в момент сна. Изучая человеческий мозг, И.П. Павлов сумел понять и описать механизм сна, он связывал это с особым нервным процессом торможения. Занимаясь условными рефлексами, он проводил экспериментальные исследования по влиянию различных условий на состояние сна. Оказалось, что течение сна, например, его первоначальный этап связан с однообразной обстановкой, которая способствует наступлению сна. И.П. Павлов исследовал разные фазы сна, те условия, которые способствуют выходу из состояния сна и участие в этом полушарий головного мозга (Павлов, 1951, с. 299—306).
В 1962 году американский нейрофизиолог Натаниэл Клейтман (1895—1999) со своим студентом Юджином Асеринским впервые открыл фазу быстрого сна(REM), описал основы фазы сна и их связь со сновидениями. REM — сон с быстрыми движениями глаз (РЕМ-сна, REM-sleep), он ещё называется парадоксальный, быстрый сон, сон со сновидениями и др. Н. Клейтман увлекся исследованиями психофизиологии сна, и в 1936 г. вышла его монография «Сон и бодрствование» («Sleep and Wakefulness») (Kleitman, 1963). В этой монографии впервые была сформулирована концепция существования так называемого «основного цикла покоя-активности», что ученый считал большим достижением. Физиолог обнаружил: «когда мы спим, мозг проходит через REM-сон и глубокие фазы сна каждые 90 минут» (Kleitman, 1963, p. 311). Открытие РЕМ-сна «науке о сне» было революционным и явилось основанием дальнейших научных открытий в изучении сна и сновидений. После того, как Н. Клейтман и Ю. Асеринский выявили фазы сна, в мире началась совершенно новая эра в исследовании снов.
Сон, по мнению В.М. Ковальзона, как и бодрствование, природно присущи человеку, ему, как и всем многоклеточным организмам, для существования необходимо чередование периодов активности и покоя. Но уже доказано, что во время сна мозг человека не полностью находится в стадии покоя, он выполняет определенные задачи, например, проверяет, в каком состоянии находятся внутренние органы человека. В.М. Ковальзон выдвинул идею «вантузной гипотезы» (Ковальзон, 2006, с. 5), которая нашла экспериментальное подтверждение. Она заключается в том, что во время медленного сна мозг занят восстановлением электролитного гомеостаза (саморегуляции концентраций подвижных ионов внутренней среды головного мозга). Поэтому человек обязательно должен высыпаться, здоровый сон выполняет восстановительные функции по отношению к организму человека в целом, что дает ему возможность во время бодрствования полноценно реализовываться. Как физиолог, В.М. Ковальзон отмечает, что сновидения — то, что человек «вынимает» из памяти, из того, что с ним происходило, и ссылается на И.М. Сеченова, определившего сновидения как «небывалые комбинации бывалых впечатлений» (Ковальзон, 2006, с. 6).
Медицина также уделяет большое вниманию состоянию сна, обращая внимание на необходимость сна для человека, и в то же время изучая расстройство сна, что требует соответствующего лечения.
В.Н. Касаткин объясняет, что страшные сновидения являются признаками заболевания и предвестниками дегенеративных процессов организма человека. По его мнению, по ночным кошмарам можно действительно диагностировать разные болезни (Касаткин, 1983, с. 6—7).
Президент Российского общество исследования сновидений, доктор медицинских наук Е.А. Корабельникова считает, что сновидения помогают в диагностике разных заболеваний и имеют определенные возрастные характеристики. Человеку присуще видеть сны, поскольку, как уже отмечалось, психика во время сна не отдыхает, и разные впечатления, вопросы, ситуации, возникающие во время бодрствования, могут находить некоторое отражение в сновидениях (Корабельникова, 2009). В Большой медицинской энциклопедии даются следующие определения сна и бессонницы как состояния, требующего медицинского вмешательства.
«Сон (somnus) — функциональное состояние мозга и всего организма человека и животных, имеющее отличные от бодрствования специфические качественные особенности деятельности центральной нервной системы и соматической сферы, характеризующиеся торможением активного взаимодействия организма с окружающей средой и неполным прекращением (у человека) сознаваемой психической деятельности» (https://бмэ.орг/index.php/СОН).
«Бессонница (лат. — imsomnia) — различные по патогенезу и клинической характеристике расстройства сна, проявляющиеся нарушением засыпания, прерывистым, поверхностным сном или преждевременным пробуждением» (https://бмэ.орг/index.php/БЕССОННИЦА)
Представления о сне в философии и религии
Исследования сна и сновидений, не связанные с подходом к человеку как биологическому существу, а рассматривающие его как духовную сущность, начинаются с древних времен. Безусловно, древние люди интересовались загадками сна, так как во сне человек мог увидеть различные события или необычные случаи. Раньше всех на явление сна обратили взор те, кого интересовало человеческое сознание, — шаманы, богословы, философы. Наиболее важной представляется трактовка понятия сновидения с точки зрения философии.
С древних времен сон человека представлялся явлением удивительно загадочным и недоступным для понимания, сновидения очаровывали людей. Можно сказать, что интерес к сновидениям даже начался именно с попыток толкования виденного человеком. Так как научного подхода при исследовании сновидений не было, их стали считать проявлением воли богов или посланием высших сил. Донаучный период объяснения сна имеет длительную историю. Хотя сон может быть один и тот же, люди могут в нем рассматриваться по-разному, и то объяснение сна, которое совпало с последующими событиями, считается более правильным. В близких архаичным представлениях сны всегда тесно связаны с подземным миром. Паломники Ближнего Востока постоянно приходили в храм и ночью спали вокруг храма, надеясь, что боги сообщат им свою волю во сне. В храме специальный священник руководит этими людьми, чтобы они вспоминали ощущение осознания сновидений и вели себя по требованию сновидений. «В древних культурах существовало поверье о том, что во время сна душа отделяется от тела и покидает его. Сам же сон мало чем отличается от смерти, а смерть — есть вечный сон. Так, например, древние народы во время охоты не убивали спящего (будь то человек или животное), веруя в то, что во время сна душа находится вне тела, а тело без души не представляет никакой ценности» (Панченко, 2001, с. 176).
Древние вавилоняне и греки относились к снам тоже как к божественной и всеобъемлющей силе, они даже строили храмы в честь богов сна. Им казалось, что сны — это подсказки от Бога. Бог использует сон для того, чтобы открыть человеку свою волю, предупредить о несчастных случаях, рассказать о будущем. Поэтому для них сон является одним из способов, который бог, может, выбрал для исполнений его намерений. Помимо сна как подсказки Бога, в библии часто упоминаются также ситуации, когда люди: Иосиф, египетский фараон, вавилонский царь Навуходоносор и т. д. — видели разнообразные пророческие сны.
Человек создан так, что его интригуют загадочные и сверхъестественные явления. Священное Писание говорит о том, что Бог пользуется снами для того, чтобы общаться с людьми, сказать им что-то необычное и важное. «Бывает, что Бог использует сон для того, чтобы открыть человеку Свою волю, предупредить об опасности, рассказать о будущем или даже ответить на вопрос, на который человек ищет ответ, как это было, например, с царем Навуходоносором, размышляющем на своем ложе о будущих временах. Бог в сновидении показал ему в символической форме историю всей земли, а пророк Даниил растолковал царю значение увиденного им во сне» (Фефелов, 2008, с. 13).
Очевидно, что Бог посредством сна отвечает на вопрос, на который человек не может найти ответ.
Е.И. Рабинович, исследуя сны и сновидения в буддизме в качестве феномена культуры, обращает внимание на то, что последователи Будды во сне могут получать разные тексты, установки, наставления, после чего, ссылаясь на свои сны и указания Будды, убеждать людей в необходимости выполнения полученных установок (Рабинович, 2011, с. 18).
По мнению Е.И. Рабиновича, одним из самых перспективных в методологическом плане подходов для целого ряда гуманитарных наук является семиотический подход, который можно применить и к исследованиям феномена сновидений. «Исходной посылкой здесь является представление о культурной обусловленности сновидений» (Рабинович, 2011, с. 13). По словам американского философа Н. Малкольма, «понятие сновидения производно не от самих сновидений, а от рассказов о сновидениях» (Руднев, 1994, с. 15).
А.Л. Берлинский приводит и анализирует высказывания древнегреческих философов Гераклита и Демокрита. Гераклит утверждал, что сон «закрывает» органы чувств, поэтому человек уже не связан с внешним миром, он создает свой мир во сне. Демокрит считал, что во сне органы чувств человека не совсем прекращают свою работу, что в уснувшем состоянии сохраняется некоторое восприятие и ночное время этому способствует (Берлинский, 1999, с. 220).
Важный этап в истории толкования сновидений — это исследование философа-стоика Посидония, на что обращает внимание М.С. Петрова, Известна его классификация сновидений. Он выделял три вида снов в зависимости от их происхождения: сны, вызванные провидением самой души; сны, в которых «бессмертные духи» передают некую истину; сны, в которых «сами боги вступают в разговор со спящими» (Петрова, 2010, с. 137). М.С. Петрова считает, что «сон — это засыпание «душевных сил», то есть чувственного восприятия, рассудка и ума, при одновременном усилении «природных сил», таких, как пищеварение. ...Сам по себе сон есть состояние, во время которого душа, освободившаяся от служения телу, видит образы, запечатленные в мозге» (Петрова, 2007, с. 182).
Древнегреческий философ Аристотель указал, что «сон же, по-видимому, принадлежит по своей природе к такого рода состояниям, как, например, пограничное между жизнью и не жизнью» (Аристотель, 1940, с. 192). Аристотель считал, что сновидения нужно считать природным явлением и исключал их божественное происхождение. «Что касается предсказаний, которые делаются во сне (точнее, по сновидениям), то надо признать, что одинаково непросто и отвергать их существование и поверить в них» (Аристотель, 2010, с. 169).
По мнению Аристотеля, сон — это реакция организма на концентрацию, сгущение теплоты в глубине тела. Он отмечал, что «точно так же, как простое упоминание о чем-то не является ни предзнаменованием, ни причиной того, что это случается на самом деле, так же и здесь, исполнение сновидения для того, кто его видел, не является ни предзнаменованием, ни причиной, но совпадением. Соответственно, большинство снов и не сбывается, ведь совпадения случаются не всегда и не в большинстве случаев» (Аристотель, 2010, с. 171).
Главный труд французского ученого Рене Декарта (1596—1650) называется «Размышления о первой философии». «Но на самом деле я припоминаю, что подобные же обманчивые мысли в иное время приходили мне в голову и во сне; когда я вдумываюсь в это внимательнее, то ясно вижу, что сон никогда не может быть отличен от бодрствования с помощью верных признаков; мысль эта повергает меня в оцепенение, и именно это состояние почти укрепляет меня в представлении, будто я сплю»; «наша память никогда не сопрягает сонные видения со всей остальной нашей жизнедеятельностью, подобно тому как это бывает с впечатлениями, которые мы испытываем, когда бодрствуем: в самом деле, если бы предо мною наяву неожиданно кто-то возник и столь же внезапно исчез — так, как это бывает во сне, то есть так, что я не знал бы, ни откуда он явился, ни куда канул, я с полным правом счел бы его привидением или призраком, возникшим в моем мозгу, а не реальным человеком... Итак, именно я — тот, кто чувствует и кто как бы с помощью этих чувств замечает телесные вещи: иначе говоря, я — тот, кто видит свет, слышит звуки, ощущает жар. Все это — ложные ощущения, ибо я сплю. Но достоверно, что мне кажется, будто я вижу, слышу и согреваюсь. Последнее не может быть ложным, и это собственно то, что именуется моим ощущением; причем взятое именно в этом смысле ощущение есть не что иное, как мышление» (Декарт, 1950, с. 24—25).
В «Философском энциклопедическом словаре» сон рассматривается как естественное состояние человека, сновидения как «субъективно переживаемые психические явления, периодически возникающие во время естественного сна» (Философский энциклопедический словарь, 1983, 619).
Сон в психологии
С точки зрения психологии «сновидение — это источник эмоций и переживаний, заполняющих ночной вакуум, это компенсация естественной сенсорной и эмоциональной депривации, связанной с отключением во время сна сенсорных систем от восприятия внешних воздействий» (Авакумов, 2008, с. 7). В статье «Психоаналитическая теория сновидений» С.В. Авакумов дал следующее определение сновидения: «В отличие от устоявшегося бытового представления о сновидении как явлении, вполне соответствующем рассказу о нем, в психоанализе термин «сновидение» охватывает не одно, а два явления. Это собственно сновидение, наш ночной опыт переживания сновидческой реальности, именуемый «явным» или «манифестным» сновидением, и его скрытая от самого сновидца основа, бессознательные источники сновидения, именуемые «скрытым» или «латентным» содержанием сновидения. При этом более точными терминами будут «явное» и «скрытое» содержание сновидения» (Авакумов, 2015, с. 16).
Основу психологической модели исследования сновидений составило «Введение в психоанализ» З. Фрейда (Фрейд, 2012). Затем эта модель изменялась и дорабатывалась другими представителями психодинамической парадигмы сновидений Г.Х. Миллер (2007), А. Адлер (2002), К. Юнг (1930, 1994,1996, 2010) и др.
Американский психолог Г.Х. Миллер, известный благодаря своей книге «Полный сонник Миллера. 10000 толкований», придерживался позиции, что «сон — небывалая комбинация былых впечатлений, но главное — определить закономерности этого комбинирования. Представление о том, что образы сновидений бессмысленны и хаотичны, неверно»; «Научитесь принимать правильные решения в самых сложных ситуациях и лучше разбираться в людях, распознавая их истинные намерения. Ведь человек, понимающий и не боящийся своих снов, чувствует себя гораздо увереннее и в реальной жизни» (Миллер, 2007, с. 2).
На рубеже XIX и XX веков теории сна были обобщены и значительно развиты З. Фрейдом. Множество мыслей, вызванных к жизни сновидением, пересекаясь, образуют устойчивое ядро, за которым З. Фрейд видел невысказанное желание сознания. В 1895 году З. Фрейд расшифровал первое собственное сновидение. При помощи ряда анализов З. Фрейд получил свои выводы, что во сне нереализованные желания человека исполняются. Сон является заменой действию человека, в спасительной фантастике душа освобождается от напряженности. Именно теория сновидений сделала З. Фрейда известным во всем мире. В 1899 году З. Фрейд опубликовал свою фундаментальную работу «Толкование сновидений», в которой представлено его исследование сна. Этот труд придал изучению сна психологическую окраску. З. Фрейд создал новое направление исследования в понимании сна и сновидений. Впоследствии исследование сновидений стало важной частью психологического анализа человека. С точки зрения З. Фрейда, «сон — это способ открыть тайну и распознать сигнал из глубины человеческой души. Сон — отражение глубинных скрытых процессов, происходящих в душе человека, процессов, порой самому человеку еще неясных. Эти процессы назревают и выходят наружу из подсознания в виде образов, которые человек после пробуждения пытается припомнить и проанализировать» (Фрейд, 2015, с. 6). З. Фрейд считал, что «сон может многое подсказать человеку для определения дальнейшего пути, для решения назревших проблем, для корректировки своих действий» (Фрейд, 2015, с. 6).
В работе «Я и оно» З. Фрейд писал: «Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и подвергнуть научному исследованию часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни» (Фрейд, 2006, с. 424—425). З. Фрейд в работе «Бред и сны в «Градиве» В. Иенсена», обращаясь к изучению снов в психологической повести австрийского писателя, пишет, что у него возник «интерес обратиться к тем сновидениям, которые вообще никто никогда не видел во сне, а которые созданы художниками и внесены в ткань повествования вымышленными лицами». И далее замечает: «Однако художники — ценные союзники, а их свидетельства следует высоко ценить, так как обычно они знают множество вещей меж небом и землей, которые еще и не снились нашей школьной учености» (Фрейд, 2012, с. 6). Его теория утверждает, что сон — это проявления подсознания самого человека.
Иными словами, он пришел к выводу, что главная функция сновидения — это осуществление желания: «Сновидение — это относительно безобидный способ реализации бессознательных инстинктивных импульсов, а также разрешения внутриличностных конфликтов, их эмоционального отреагирования. Главная функция сновидения — обеспечение психологического комфорта путем осуществления в сновидной (символической) форме неосуществленных в период бодрствования желаний» (Фрейд, 1989, с. 50). По сравнению с другими учениями теория З. Фрейда оказалась наиболее аргументированной и логичной. Его учение было принято не только на родине, но и во многих странах Европы. Теория З. Фрейда раскрыла возможность по-новому исследовать сновидения. После того, как были опубликованы книги З. Фрейда, наука о сновидении вышла на новый профессиональный уровень.
Швейцарский психиатр и педагог К.Г. Юнг считал, что человек как целостная субстанция состоит из того, что он осмысляет сознательно и из бессознательного. Сон позволяет соединить эти два явления, поскольку в нем находятся в диалоге сознательная часть личности и бессознательное. Сновидения стремятся к целостному охвату человеческого существования. К.Г. Юнг также нашел взаимосвязь между творчеством и осмыслением сновидений. «Великое произведение искусства, — отметил он, — похоже на сон, несмотря на кажущуюся ясность, оно не объясняет себя и всегда двусмысленно» (Юнг, 1996, с. 53).
Исследования сновидений в психологии имеют большое значение для осмысления сновидений персонажей в художественной литературе, поскольку внутренний мир персонажа без изучения психологии невозможен.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |