Вернуться к К.М. Виноградова. Жизнь среди народа. А.П. Чехов в Мелихове

Глава седьмая. «Я выстроил три школы»

«Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодезь или что-нибудь вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно», — писал Чехов в своей записной книжке.

На краю Мелихова, откуда открываются просторы полей и синеющие лесные дали, вот уже более шестидесяти лет стоит Мелиховская сельская школа. На ней установлена доска с надписью: «Эта школа выстроена А.П. Чеховым в 1899 г.». Построенная много лет назад, она и сейчас обращает внимание изяществом и добротностью постройки. Высокая, с большими окнами, школа стоит на поляне и окружена с трех сторон деревьями. Окна классной комнаты обращены на юг. Много света, солнца, воздуха. Чувствуется, что школа построена умной, заботливой рукой. «Видно, что врач строил», — поясняет экскурсантам мелиховская учительница.

Мелиховская школа была выстроена в последний год жизни А.П. Чехова в Мелихове, в 1899 году. До этого, в 1896 году, Чехов выстроил земскую школу в соседнем селе Талеже, а в 1897 году — в Новоселках.

Постройка этих школ была только началом работы Чехова по народному образованию. «Откладывать просвещение темной массы в далекий ящик, это такая низость!» — писал Чехов 13 апреля 1895 года. Он считал, что «надо не Гоголя опускать до народа, а народ подымать к Гоголю».

Назначенный в 1894 году попечителем Талежской церковноприходской школы, находившейся в руках церковников, Чехов ознакомился с ее состоянием и был возмущен бедственным положением учителя. Намерение Чехова строить в Талеже земскую школу вызвало недовольство наиболее отсталых крестьян, подпавших под влияние церкви. «Нет нашего желания строить училище в Талеже, — писали они, — покуда вы не уволите учителя Антипа Алексеева. Он нам ужасно не нравится — детей наших от церкви отучил!»

При постройке школы Чехову приходилось преодолевать сопротивление и интриги церковников, равнодушие земства и отсталой части крестьянства. Чехов взял на себя и все основные материальные расходы, связанные с постройкой школы. Денежных сумм, выдаваемых земством в виде ссуды, не хватало, и Чехов для сбора пожертвований устраивал концерты, любительские спектакли.

Чехов вникал во все мелочи строительства. И выбор участка под школу, и доставка леса, и наем рабочих, и планировка квартиры учителя — все осуществлялось при его участии и под его контролем. В этом отношении показательны письма учителя Талежской школы А.А. Михайлова. «Крестьяне и староста не могут без вас отмерить земли под постройку училища, а потому ждем вашего приезда в Талеж», — пишет он Чехову 18 октября 1895 года.

«Сегодня сруб поставили на фундамент. Кирпич нужен для столбов под переводы пола, коридора и нижнего пола... Сообщите, откуда брать кирпич. Плотникам скоро будет нужен решетник, а потому прошу вас сообщить, где его будете покупать и когда возить», — читаем в письме от 3 мая 1896 года.

Несмотря на все трудности, постройка Талежской школы давала Чехову удовлетворение. «Был я в Талеже на постройке, — сообщает он 8 марта 1896 года, — впечатление приятное». Когда школа была готова, А.П. Чехов пригласил своего брата И.П. Чехова, московского педагога, на ее торжественное открытие:

«96 г. 31/VII.

Милостивый государь
Иван Павлович!

Имеем честь покорнейше просить Вас пожаловать в воскресенье 4 августа на освящение Талежского училища...

Попечитель А. Чехов
Учитель А. Михайлов».

Земство почти не принимало участия в школьной деятельности Чехова, интересовалось ею только формально: посылало повестки на собрания, избирало попечителем школ, писало благодарственные письма. Вот одно из таких писем, сохранившееся в архиве Чехова:

«Серпуховское уездное собрание, выслушав доклад Управы о том просвещенном участии Вашем, которое Вы проявили при постройке прекрасного здания для Талежского училища, обязанного как своим основанием, так и благополучным окончанием преимущественно неусыпным заботам Вашим и щедрому пожертвованию, постановило: высказать Вам глубокую благодарность собрания за такое теплое отношение к делу народного образования в уезде.

Председатель Серпуховской уездной
земской управы — Чельцов».

Чехов не обращал внимания на эти казенные благодарности официального начальства, но его глубоко трогало то, что крестьяне оценили его заботы.

Дни открытия школ отмечены записями в мелиховском дневнике писателя: «4 августа. Освящение школы в Талеже. Талежские, бершовские, дубеченские и щелковские мужики поднесли мне четыре хлеба, образ, две серебряные солонки. Шелковский мужик Постнов говорил речь».

Мария Павловна Чехова рассказывала, как в начале 1897 года к Чехову пришла депутация от крестьян села Новоселки с просьбой построить школу в их селе. Они предложили на постройку собранные ими 300 рублей. Антон Павлович не мог отказать и опять взялся за постройку.

В письме от 27 августа 1897 года Чехов указывает, на какие средства строилась Новоселковская школа: «Училище, считая все расходы, обошлось в 3200 р. приблизительно. Тысячу рублей дало земство, остальное пожертвовано частными лицами».

Даже когда болезнь заставила Чехова уехать за границу, он не перестает интересоваться ходом постройки. И учитель Новоселковской школы Н.И. Забавин сообщает ему обо всех затруднениях, удачах и неудачах. Возвращаясь весной 1898 года из Ниццы в Россию, Чехов, не заезжая домой, едет в Новоселки посмотреть на новую школу. Об открытии школы в Новоселках также имеется краткая, но выразительная запись в дневнике А.П. Чехова от 13 июля 1897 года: «Крестьяне поднесли мне образ с надписью. Земство отсутствовало». На образе была сделана надпись: «От благодарных крестьян села Новоселки и деревень Люторецкой, Курниковой и Кузьминой».

Внимание крестьян, которое выражалось в принятом тогда подношении хлеба-соли и какой-нибудь иконы, простые слова благодарности, скупые, немногословные письма, сообщение о том, что письма Чехова к крестьянам «читали всем сельским сходом», были очень дороги писателю. Образ и деревянное блюдо с надписью: «Чем хата богата, тем и рада», на котором крестьяне Новоселок поднесли хлеб, были взяты Чеховым при переезде в Ялту и хранятся сейчас в Ялтинском доме-музее.

Друзья Чехова вместе с ним так же взволнованно переживали дни открытия школ. «Сегодня, кажется, освящение школы у тебя? Знаменательный день! Какое ты хорошее дело сделал», — писал Чехову Левитан в июле 1897 года в связи с открытием Талежской школы.

Школы, выстроенные Чеховым, были лучшими в уезде. Художница М.Т. Дроздова в одном из писем к Антону Павловичу передает свои впечатления от Талежской школы: «От школы в восторге. Высокая, большая, любо смотреть. Шкафы с книгами, такие важные карты, картины и даже на парадном крыльце градусник большой».

Восторженное описание Новоселковской школы находим и в письме И.И. Забавина, для которого впервые были созданы человеческие условия жизни, а работа учителя предстала как огромный и радостный труд. «Посмотрели бы Вы, как хорошо стало у нас! — пишет он Чехову, лечившемуся тогда за границей. — Подъезд к школе сделан такой, какой был бы вполне приличен и хорошему барскому дому. Теперь на нашу постройку все приезжие любуются. Да как не любоваться: постройка-то красота, да, кроме того, я с ребятами вздумал насадить около школы на память потомству елочек и сосенок. Посадили 115 елочек и 17 сосенок.

Тысячу раз сказал я Вам, многоуважаемый Антон Павлович, спасибо за школу. Теперь только я начинаю жить по-человечески» (1 декабря 1897 года).

Как видно из писем Н.И. Забавина, инспектор народных училищ впервые появился в Новоселках через полгода после того, как школа была готова.

«Проезжая мимо школы, он, как сам потом говорил, не смел и подумать, что это школа, и счел ее за барскую усадьбу. А потом, когда уже проехал он все Новоселки, на его вопрос: «Где же школа?» — ему объяснили, что он видит не барский дом, а школу, похожую на барский дом», — пишет Н.И. Забавин А.П. Чехову.

А.П. Чехов подарил Н.И. Забавину книгу своих рассказов с надписью: «Николаю Ивановичу Забавину на добрую память от автора.

97. 20 /VIII. Мелихово».

Постройка третьей по счету, Мелиховской школы была закончена в 1899 году. Но еще в 1898 году Чехов снял избу для школы и взял на себя нелегкие хлопоты, связанные с ее открытием. Известно, что царское правительство всячески тормозило постройку школ и получить разрешение на открытие новой земской, а не церковноприходской школы было делом нелегким. Чехов долго хлопотал об открытии школы. 14 июля 1898 года он пишет в Серпуховскую земскую управу: «...у нас уже записалось для Мелиховской школы 28 мальчиков и девочек. Разрешите ли Вы начать занятия в этом году? Могу ли я заказать столы? Как только я получу от Вас ответ, тотчас же закажу всю школьную обстановку, а так как до осени осталось немного времени, то пришлите ответ по возможности скорее».

Наконец 29 августа 1898 года состоялось открытие школы. Чехов был очень весел и оживлен в тот день, много шутил и искренне радовался успешному завершению дела.

Первой учительницей Мелиховской школы была М.Ф. Терентьева, тогда юная девушка, только что окончившая курс в Серпуховской гимназии. Познакомившись с А.П. Чеховым, она с радостью приняла предложение земства быть учительницей в Мелихове и поспешила с переездом в деревню. Антон Павлович послал за ней подводу на станцию, помог устроиться на новом месте и всячески поддерживал в работе. Скоро М.Ф. Терентьева стала своим человеком в чеховском доме. Впоследствии она неоднократно гостила у Чехова в Ялте.

Чехов видел в М.Ф. Терентьевой новый тип сельской учительницы — бодрой, инициативной, по-настоящему любящей свое дело. Внимание Чехова и его семьи облегчало жизнь и работу молодой учительницы. Она подробно сообщала Чехову о своих школьных успехах и неудачах. Ободряющие письма Чехова были для нее большой поддержкой. «Тысячу раз спасибо Вам за письмо: оно меня так успокоило и осчастливило, что я никогда так хорошо себя не чувствовала, как теперь, как будто вдвое стало больше сил, и я с бо́льшим еще удовольствием занимаюсь с ребятишками», — писала она Чехову 20 сентября 1899 года.

Мелиховская школа строилась в 1899 году, когда Чехов по состоянию здоровья был вынужден жить в Ялте. Ближайшей помощницей его была М.П. Чехова, которая стала попечительницей этой школы. Но и больной Антон Павлович, живя далеко от Мелихова, не перестает интересоваться строительством новой школы. «Постройка мелиховского училища начнется весной, я приеду к тому времени. План оригинальный, и, думаю, училище выйдет удобным и красивым», — пишет он учителю Новоселковской школы Н.И. Забавину 16 ноября 1898 года. «Возят ли мелиховцы лес?» — спрашивает он в другом письме, к сестре. После начала занятий в новой школе М.Ф. Терентьева сообщает Чехову в Ялту: «Очень уж, говорят, хорошо. Сколько света, воздуха и великолепный материал».

Чехов помогал в строительстве школ и в других селах, в частности в Михайловском.

Школы были его любимым детищем. Вынужденный жить в Ялте, Чехов захотел иметь у себя фотографии школ. В Серпуховском земстве «встал вопрос о том, в какой обстановке времени года всего лучше фотографировать эти школы. Говорили, что зимой нельзя, нельзя рассчитывать на хороший рисунок, — пишет Антону Павловичу П.И. Куркин. И спрашивает: — Но, может быть, вы и хотели бы иметь у себя на благодатном юге картину наших школ именно в рамках нашей зимней природы?»

Брат писателя и его первый биограф М.П. Чехов вспоминает: «Когда он (Антон Павлович. — К.В.) говорил о школах, то глаза его зажигались и видно было, что если бы ему позволили средства, то он выстроил бы их не три, а множество».

В строительстве деревенских школ Чехов и те лучшие люди уезда, которые помогали ему, видели ростки нового будущего, и это вдохновляло их. Сосед А.П. Чехова, С.И. Шаховский, активный земский деятель Серпуховского уезда, писал А.П. Чехову 19 февраля 1896 года, в годовщину освобождения крестьян от крепостной зависимости: «Мне приятно сегодня писать Вам, дорогой Антон Павлович, о делах школы... приятно подумать, что второе свободное поколение уже будет уходить в жизнь через школу».

Чехов глубоко и серьезно входил в учебную жизнь, интересовался бытовыми условиями жизни учеников и учителей. В Талежской школе по инициативе и на средства А.П. Чехова было организовано горячее питание для беднейших учеников, а также для тех, кто приходил в школу из далеких деревень и был вынужден из-за непогоды ночевать иногда в школе. «Кормили вкусно, вкуснее, чем дома», — вспоминает жительница села Талеж А.А. Буланова.

Чехов неоднократно бывал в школах, присутствовал на экзаменах. «Если случится увидеть михайловскую или чирковскую учительниц, — писал он в мае 1897 года, — то передайте им, что на экзамене я желал бы видеть всех учеников старшего отделения, а не одних лишь избранных».

Чехов наблюдал за начальными народными училищами, был попечителем Талежской и Чирковской школ. Чтобы освободить сельские библиотеки от придирчивого контроля, он взял на себя надзор за народными библиотеками при Хатунской и Вельяминовской школах.

В дни каникул Чехов устраивал в школах детские праздники. В них принимали участие вся семья Чехова и даже гости. В 1897 году, когда Антон Павлович лечился за границей, праздник в Талежской школе устраивала чеховская семья. П.Е. Чехов пишет Ивану Павловичу, работавшему учителем в Москве: «Маша просит тебя привезти с собой волшебный фонарь с картинками... В Талежской школе будут раздаваться подарки ученикам и ученицам, при этом хорошо показать для большей торжественности сельским ученикам невиданные еще ими картины, что особенно приведет в неописуемую радость и удивление».

Живя за границей, Антон Павлович думает о том, какие сделать подарки талежским школьникам к Новому году. Он просит Марию Павловну: «...узнай, сколько в Талежской школе мальчиков и девочек, и, посоветовавшись с Ваней (брат А.П. Чехова И.П. Чехов. — К.В.), купи для них подарков к рождеству. Беднейшим валенки... Девочкам что-нибудь поцветистее...» Мария Павловна точно выполняет поручение Антона Павловича: «Подарки школьникам купили, и, кажется, очень удачно. Их теперь гораздо больше, чем прошлогодних, — 83 человека. Мальчиков 63 и девочек 20. Учитель не посоветовал покупать валенок, потому что все запаслись ими еще осенью. Я съездила на фабрику Гюбнера и купила там три с лишним штуки хорошего розового ситца: каждому мальчику дадим на рубашку, и девочкам по очень хорошему красному платку. Платки я тоже купила на фабрике Гюбнера, и они настолько интересны, что я сама с удовольствием бы надела... Учитель доволен подарками. Он говорит, что еще никогда ни в одной школе не было таких хороших подарков. Ваня тоже одобрил. О впечатлении учеников я напишу». О впечатлении от подарков Антону Павловичу сообщила М.Т. Дроздова: «Сегодня утром я с Марией Павловной раздавала ребятишкам рубашки — рады они были ужасно. Девочки, как видно, остались очень довольны своими яркими платками».

Когда в 1896 году в Нижнем Новгороде открылась Всероссийская промышленная выставка, у Чехова явилась мысль организовать туда поездку ста деревенских школьников. Поездку осуществить не удалось, но даже возникновение этой идеи ярко характеризует отношение Чехова к деревенским детям, к их образованию.

С большим вниманием относился Чехов и к сельским учителям соседних с Мелиховом школ. Он всячески заботился о них, снабжал книгами из своей библиотеки, выписывал журналы, устраивал билеты в театры, переписывался со многими из них. Учитель М.А. Плотов вспоминает, как однажды, когда он ночевал в Мелихове, Антон Павлович дал ему читать на «сон грядущий» знаменитое письмо Белинского к Гоголю.

«Бывая в школах, — рассказывает М.А. Плотов, — Чехов по некоторым мелочам в квартире учителя выводил совершенно правильное заключение о степени интеллигентности педагога. На основании того, как, где и в чем хранились документы, как была расставлена мебель, чем были украшены стены, Антон Павлович давал безошибочную характеристику обитателям». М.А. Плотов вспоминает о том, как он пришел однажды к Чехову в качестве пациента и тот с большим вниманием отнесся к нему. Чехов пытался отправить Плотова в Крым для лечения, неоднократно приглашал к себе в Мелихово, ходил с ним на охоту.

«Трудно сказать, кто в Чехове был выше, — пишет в своих воспоминаниях М.А. Плотов, — человек или художник. Его светлая личность представляла одно совершенно гармоничное целое, в котором человеческое нельзя отделить от художника, а художника от человека».

Чехов сочувственно относится ко всем общественным начинаниям, направленным на поднятие культурного уровня народа и на улучшение материального положения учителя. Он горячо поддерживал создание «Общества вспомоществования учащим и учившим Серпуховского уезда» и даже, живя в Ялте, посильно участвовал в его работе. В отчете общества за 1898/99 год есть сообщение о том, что Чехов предлагал одному из действительных членов общества, нуждающемуся в отдыхе, «помещение и стол на южном берегу Крыма», то есть фактически гостеприимство на своей ялтинской даче. Имя Чехова встречается и в числе почетных членов общества.

Из писем к А.П. Чехову Е.Д. Ильинской, одной из передовых учительниц уезда, известно, что Антон Павлович приветствовал создание в Серпухове передвижного школьного музея и внес предложение организовать передвижную библиотеку. В своих письмах к А.П. Чехову Е.Д. Ильинская сетует на отсталость многих учителей, на отсутствие интереса к чтению. «А что же, если не книги, может натолкнуть человека, заброшенного в глухой угол, на мысль, на общественные интересы?» — пишет она Чехову. Она предлагает Чехову сделать попытку приучить учителей к систематическому чтению, к журналу, «выписав для некоторых учителей «Журнал для всех» в виде подарка». Антон Павлович откликается и на это предложение, и в следующем письме Е.Д. Ильинская посылает А.П. Чехову до вольно длинный список учителей уезда, которым и был выписан журнал.

Чехов тщательно собирал материал, характеризующий постановку народного образования в сельских школах Серпуховского уезда, и предполагал обобщить его в книге. «Я готовлю материал для книги, вроде «Сахалина», в котором изображу все 60 земских школ нашего уезда, взявши исключительно их бытовую хозяйственную сторону. Это земцам на потребу», — писал Чехов 14 декабря 1896 года. Эта книга не была написана. Но огромный запас наблюдений над деревенской жизнью, сельскими школами, бытом учителей, сельской интеллигенцией — все это в какой-то мере отразилось в его произведениях.

Жизнь в Мелихове среди народа, заботы о народном просвещении, в частности о народных библиотеках, содействовали и тому, что именно в Мелихове Чехов осуществляет свое давнее намерение — передать в дар родному городу Таганрогу личную библиотеку, в которой было много ценнейших книг с автографами многих русских писателей. И до конца своей жизни Чехов заботится о пополнении Таганрогской библиотеки, интересуется ведением каталога, помогает в создании справочного отдела библиотеки, лично переписывается по всем этим вопросам с библиотекарями Таганрога. Живя за границей, Чехов покупает для Таганрогской городской библиотеки произведения классиков мировой литературы и, как всегда, просит не говорить о его участии в создании библиотеки.

По просьбе Чехова скульптор М.М. Антокольский согласился сделать для Таганрога большую скульптуру — памятник Петру Великому, основателю города Таганрога. Антон Павлович очень радовался тому, что его родной город получит «памятник, лучше которого не дал бы Таганрогу даже всесветный конкурс, и о лучшем даже мечтать нельзя. Около моря это будет и живописно, и величественно, и торжественно, не говоря уже о том, что статуя изображает настоящего Петра, и притом Великого, гениального, полного великих дум, сильного».

Чехов был инициатором создания в Таганроге музея, и первые картины, полученные музеем, поступили при помощи А.П. Чехова.

Заботы Чехова о народных библиотеках простираются и дальше. Живя в Мелихове, он посылает книги в Русскую библиотеку в Гейдельберге, в детскую библиотеку в Армавире, посылает иллюстрированное издание «Каштанки» в Сеульскую библиотеку в Корее. Много книг послано Чеховым и в Серпуховскую земскую библиотеку. На одной из них читаем: «В Серпуховскую земскую библиотеку от автора врача Мелиховского (ныне упраздненного) участка».

Внимание Чехова к народу оставило глубокий след в сознании простых людей, которым довелось общаться с Чеховым. В скупых строках крестьянских писем самому Чехову, в многочисленных воспоминаниях крестьян неизменны любовь и уважение, неподдельное дружеское доверие и трогательное расположение к Антону Павловичу. Крестьянин В. Лисенков пишет: «Жил среди нас помещик Антон Павлович Чехов — душой и чувством наш друг и наш брат, но не помещик».

«Мы с Антоном Павловичем друзьями были, — вспоминает П.А. Симанов. — Не барин, а настоящий человек. Одевался чисто, говорил по-господски, работал по-мужицки». «Душа у нас была одна», — так определил взаимоотношения Чехова с крестьянами колхозник М.П. Симанов, выступая в 1944 году на открытии Музея А.П. Чехова в Мелихове.

В 1934 году крестьянин И.Е. Филиппов, работавший в 90-е годы на фабрике в селе Крюкове и не раз лечившийся у Чехова, писал жене Антона Павловича, О.Л. Книппер-Чеховой: «Антон Павлович был прекрасный, душевный, добрый человек — за все ему спасибо».

Еще одна деталь ярко характеризует отношения А.П. Чехова с крестьянами. Если для всего мира Чехов — это прежде всего великий писатель, то для крестьян Мелихова и соседних с ним сел и деревень Серпуховского уезда Чехов — это свой, любимый, родной человек, даже не Чехов, а Антон Павлович. Эту любовь передают и те скупые слова, которые были написаны на венке, возложенном крестьянами на гроб Чехова: «Дорогому Антону Павловичу от крестьян Серпуховского уезда».

Таким горячо любимым Антоном Павловичем живет Чехов в наши дни в воспоминаниях жителей не только Мелихова, но и всего Серпуховского района.