Вернуться к А.Ю. Карпова. А.П. Чехов и Г. Гауптман: комедиография «новой драмы»

Раздел II. Комедиография Гауптмана

Из множества своих пьес Гауптман лишь несколько причисляет к комедиям: «Kollege Crampton» (1892), «Der Biberpelz» (1893), «Schluck und Jau» (1900), «Die Jungfern von Bischofsberg» (1907), «Griselda» (1909, 1942), «Hexenritt» (1929), «Ulrich von Lichtenstein» (1939) и трагикомедиям: «Der rote Hahn» (1901), «Die Ratten» (1911), «Peter Brauer» (1921).

Комедиография Гауптмана встретила непонимание со стороны как немецких, так и русских критиков. Так, Н.А. Котляревский утверждал, из всех драматических писателей XIX века именно Г. Гауптман ближе, чем остальные, подходит к установившемуся представлению о трагедиографе: «В нем чувствуется прирожденный трагик, который достигает наибольшей смелости и силы в полете своей фантазии, именно когда приближается к этому трагическому полюсу жизни»1. Котляревский отмечал, что творчество Гауптмана как комедиографа не обнаруживает какого-нибудь движения вперед, усовершенствования в обрисовке характеров и положений и что Гауптман «никогда не возвышался до серьезного комизма». По мнению критика, только та «комедия имеет глубокий смысл, которая в конечном своем выводе заставит людей задуматься над серьезностью задачи жизни и из-за целого ряда смешных лиц и положений покажет нам серьезный лик самой жизни, над которой мы смеемся»2.

Гауптман-комедиограф выступает в качестве экспериментатора, пытаясь возродить жанр комедии в условиях радикального обновления драматургии на рубеже веков. Комедии Гауптмана, не получившие признания у современников, тем не менее весьма своеобразны, самобытны и представляют различные разновидности комедийного жанра. Общность идей, тем, мотивов, образов позволяет рассматривать их как достаточно цельный идейно-художественный массив. Используя комедийные приемы, характерные для разных эпох, в том числе черты античной комедии, восходящие еще к архаическим обрядам3, Гауптман тем самым создает эстетическую альтернативу современному кризисному состоянию человека. В большей степени это проявилось в его комедии «Девы из Бишофсберга», которая полемически была ориентирована на Чехова и конкретно на его драму «Три сестры».

В данном разделе представлен анализ пьес Гауптмана в аспекте их комедийности, обусловившей их жанровое определение как комедий или трагикомедий.

Примечания

1. Котляревский Н.А. Критический очерк // Гауптман Г. Полн. собр. соч. СПб., 1908. Т. I. С. 6.

2. Там же. С. 7.

3. Темой исканий Гауптмана в конце 1900-х — 1910-е гг. стал, как и для многих его современников, конфликт между христианством и античностью, с ее языческой «жаждой жизни», культом Эроса (см.: Нипа Т.С. Античный цикл драм Герхарда Гауптмана: дисс. ... канд. филол. наук. М., 2001. С. 36—37).