Вершинами творчества А.П. Чехова являются пьесы, четыре из которых — «Иванов» (1887), «Леший» (1889), «Чайка» (1895) и «Вишневый сад» (1903) — сам автор назвал комедиями. Их жанровая специфика, вызывавшая споры в момент появления, и поныне остается одним из наиболее дискуссионных вопросов в чеховедении.
Для драматургического творчества Чехова в целом характерно отступление от классического жанрового деления. Часто у него встречаются необычные жанровые обозначения, например: «Шутка в одном действии» («Медведь»), «Сцена-монолог в одном действии» («О вреде табака»), «Драматический этюд в одном действии» («На большой дороге»), «Сцены из деревенской жизни в четырех действиях» («Дядя Ваня»). Эти неканонические определения являются лишь слабым отголоском глубокой внутренней трансформации жанра в драматургии Чехова.
Чехов начал свой путь в литературе с сотрудничества в юмористических изданиях. Безусловно, смех Антоши Чехонте отличается от смеха позднего Чехова. С эволюцией комизма связано изменение жанровых привязанностей писателя. На этом основании Л.Е. Кройчик предлагает следующую периодизацию его творчества: в первый период (до 1887 г.) Чехов тяготеет к комической новелле, второй (1887—1898 гг.) можно соотнести с развитием сатирического рассказа, а третий (конец 1890-х — начало 1900-х гг.) — с жанром иронической трагикомедии1. Такое разграничение далеко не бесспорно, но в целом передает жанровую тенденцию чеховского комизма.
Ранние одноактные пьесы Чехова («Медведь», «Предложение», «Свадьба», «Юбилей» и др.) были написаны в русле водевильной традиции, обогащенной психологической разработкой характеров. Однако многоактные пьесы Чехова привели российский театр в недоумение, что наиболее ярко показал провал «Чайки» на премьере 1896 г.
Считается, что Чехова по-настоящему открыл для сцены К.С. Станиславский, поставив в молодом Московском Художественном театре «Чайку», «Дядю Ваню», «Вишневый сад». Спектакли пользовались необычайным успехом и положили начало сценической традиции в интерпретации чеховских пьес. Однако при этом Станиславский полностью переосмыслил авторский жанр, настойчиво определяемый Чеховым как «комедия». Постановки пьес Чехова в МХТ были тонкими, необычайно богатыми психологически, трогательными, даже трагическими, но только совершенно не смешными, что очень огорчало автора.
Н.А. Муратова приходит к выводу, что «принцип комедийного построения конфликта проявляет себя не только в текстах, жанрово обозначенных как комедии, но является универсальным для драматургической структуры Чехова»2. Исследователь указывает на то, что «конфликт разрешается через профанацию активности героя, заданная конфликтная позиция снижается за счет гипертрофированности канонических значений амплуа персонажа. Также происходит расподобление интриги, проявляющееся в гипержесте, сверхсценичности, согласованности риторического и пантомимического рядов»3.
Чехов создавал пьесы не чисто драматической или комедийной, а принципиально сложной природы. Можно сказать, что все они характеризуются активностью комического начала в его специфическом осмыслении. Те пьесы, что получили авторское обозначение «комедия», воплощают эту черту чеховской драматургии наиболее полно и отчетливо.
Примечания
1. См.: Кройчик Л.Е. Поэтика комического в произведениях А.П. Чехова. Воронеж, 1986. С. 75.
2. Муратова Н.А. Разрешение конфликта в драмах и комедиях Чехова: автореф дисс. ... канд. филол. наук. Новосибирск, 2005. С. 13.
3. Муратова Н.А. Разрешение конфликта в драмах и комедиях Чехова: дисс. ... канд. филол. наук. Новосибирск, 2005. С. 10, 11.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |