Im Anfang war die Tat1.
Иоганн Вольфганг Гёте «Фауст»
Зима 1924 года.
«Глубокоуважаемый Константин Сергеевич!
Позвольте обратиться к Вам, как к искренне уважаемому мною арбитру — даже в таких меркантильных вопросах, которыми мне приходится сейчас Вас обременять. За последние два года ваш театр бойкотирует меня безустанно и совершенно, по-моему, беспричинно: я всегда был другом его и, как Вы видите из прилагаемого письма в Правление, работал для него большею частью безвозмездно, но в прежнее время я материально был обеспечен2, да жена имела хорошие средства, теперь же я нищий, за неплатеж девяти червонцев (за три комнаты, из которых одна проходная с тремя дверями и через которую шмыгают два еврея — наши уплотнители) — меня выбросят на улицу.
Я уже съел добрую половину моей библиотеки (было 4000 названий). Очевидно, не имея возможности кормить 5 душ3, я не могу меценатствовать (я не могу дать моей внучке-сироте лишнюю кружку молока (11 000 руб[лей] кр[ужка]). Как общественный деятель, я пользуюсь даже излишним успехом — но ведь тут не оплачивают даже извозчиков, всегда выбирают меня в жюри всех конкурсов. Сейчас я несу большой труд по постройке памятника Островскому4, был председателем Совета жюри, состою членом Президиума Комитета и что-то вроде инспектора и все безвозмездно. Мы выбрали проект Андреева5 — сидячая фигура... Более всего мне обидно, что архитектор Рерберг6 работает над проектом нового театра7...
Надеюсь, что Россия не может погибнуть и что не все здания обречены на разрушение. Когда она будет, и это может быть скоро, признана упорствующими державами, строительство наладится, но мне нужно иметь возможность прокормиться до этого времени. Я верю, что в театре денег мало, но, может быть, Вы поддержите меня из Америки и не дадите мне погибнуть, может быть, я еще пригожусь Вам; я подорвал свое здоровье, голодаю, но душою всегда молод. Очень прошу передать всем Вашим коллегам мой искренний привет.
Преданный Вам всем.
P.S. Здание театра очень неблагополучно. Пишу подробные воспоминания о Чехове. На юбилее театра чествовали всех... вплоть до буфетчика и капельдинера, обо мне же, работавшем 25 лет почти безвозмездно, забыли»8.
Весна 1926 года.
«Глубокоуважаемый и дорогой Иван Дмитриевич9.
С октября месяца по настоящее время не покидаю постели (с лишком 6 месяцев) — у меня ужасная болезнь атония кишок и вообще всей внутренней требухи, по-французски значит расслабление, атрофия): ни желудок, не кишки не работают без механического воздействия — я молю Бога прикончить эту каторгу, — но доктора хлопочут зачем-то продлить это мучение.
Я ничего не мог есть, ослаб до того, что не могу сидеть — лежать еще хуже, у меня остались одни кости и пролежни, очевидно, я должен умереть голодной смертью... Вы меня не узнаете, мне кажется, у меня на лице один только нос...
У меня нет средств даже на лекарство, я состою на социальном обеспечении и получаю по ходатайству Наркома А.В. Луначарского высшую персональную пенсию — 75 рублей в месяц, мне 67 лет, жене столько же, дочь Екатерина Федоровна тоже инвалид труда — у нее туберкулез легких, на последние крохи я ей купил «Ундервуд», но как Вы, кажется, знаете, работы нигде нельзя достать. Жена не отходит от меня — должна иметь кухарку и вот на эти 75 рублей я должен кормить четверых, платить за квартиру 2 червонца (газ, электричество и т. д.) — Вы знаете, как я люблю работать, но нигде не могу заполучить таковую, и никто ничего не покупает; между тем я окружен несметными, по-моему, богатствами: моя коллекция картин, персидских миниатюр, библиотека бесценны; около десятка инкунабул начала XV столетия, которые оценивают в сотни тысяч, никто не покупает. Все мои картины должны быть в музеях, офорты... оригинальная бронза, удивительная скульптура Коненкова10, Сомова11, Полайоло12, бюст Льва Толстого Н.А. Андреева, фарфор Саксонский, Попова13, вазы этрусские, Танагры, Помпеи, керченских раскопок, за венецианское зеркало восьмигранное, которое с пошлиной обошлось 1000 рублей, дают 15 руб., гобелен фламандский XVI столетия 5×4 аршина, цена ему 3—4 тысячи, дают 200 рублей.
Вот краткий перечень моих картин: Левитан И.И. «Черное море», его же аллея в парке с фигурою жены П.М. Третьякова14 (Вера Николаевна15). Его знаменитую «Дорожку», как и «Музу» Врубеля16, я съел еще в прошлом году. Остались еще Врубеля «Садко», торшер его же. Его Мефистофеля я продал за гроши, потом Борисова-Мусатова17 «Девушки с гранатовым ожерельем» у меня еще сохранились. Дальше имеются еще Рериха18 «Ночь в Новгороде», Денисова19 «Марево» и поразительный дворик... К.А. Коровина, «Париж ночью» (теперь он их печатает) — это же премированный Ал. Бенуа, «Золотая гора» Сарьяна20, «Лавки в Самарканде» Павла Кузнецова21, поразительный... Лучший, по-моему, Богаевский22, «Архаический пейзаж» Тархова23, «Масленица в Париже» Рериха, еще «Белая ночь в Петербурге», Грабаря24 «В имении С.И. Мамонтова», Серова25 «Амстердам», Малявина26 «Смеющаяся баба», Ван-Остаде27 «Курильщики», Юона28 «Ростов Великий», Ларионова29 «Петербург. Публичная библиотека», «Канал в Голландии» Петровичева30, «Внутренность Спаса в Нередице», его же ««Утро. 5 часов в деревне» (удивительная). Темпера «Кабачок». Козимо Тура31, «Божья Мать со Спасителем на коленях» — итальянская живопись XV века. Деисус из палат царя Федора Иоанновича (в слюдяном киоте) и святой Христофор XIV века (за эти две вещи в 16 году Ст.П. Рябушинский32 мне давал 10 тысяч золотом), «Евхаристия», XV столетия подарок братьев Мальцовых33, «Султанши», «Сошествие во ад» большая икона Ярославских писем, Строгановских писем XV столетия, Отечество XVI столетия, «Въезд Спасителя на осляти в Иерусалим» и «Успение Божьей Матери» XVII столетия в басменных рамах. Царских писем Царя Федора Иоанновича, палатная икона. Лагорио34 (подарок И.М. Третьякова на мою свадьбу (жена его крестница35). Икона вологодских монастырских писем. Новгородских писем. Аристотель36... на латинском и греческом языке весь исписанный на полях сплошь рукою Филиппом Меланхтоном37 (продолжатель Лютера в начале XV века); за эту книгу все говорят Библиографический институт в Берлине даст 100 тысяч золотых марок, Румянцевская публичная библиотека жаждет иметь, но денег у них нет на сторожей даже, Декамерон с политипажами XV век, Эразма Роттердамского38... похвала глупости с рисунками.
Посоветуйте мне, что делать, как спасти все эти ценности; я боюсь, что придут из Красно-Пресненского нашего Районного отдела и отберут картины, мебель для устройства местного клубного Музея.
Моя жена стара и немощна, дочь больная (туберкулез легких) и чем она будет существовать, я не знаю, нищенствовать при таких ценностях — это более чем недопустимо. Продайте все это в музеи, в рассрочку даже, но только чтобы они кормили жену, дочь и сына Льва Федоровича.
Если Вы позволите считать Вас одним из моих душеприказчиков — я умер бы с легким сердцем и благословлял бы Вас. Одним из моих душеприказчиков будет мой зять Сергей Васильевич Тонков, ученый секретарь Госплана и также буду просить моего большого друга Федора Александровича Еоловина39, об этом я еще его не просил, но вряд ли он мне в этом откажет. У Вас не будет никаких хлопот — в Вашем распоряжении будет мой сын Лев Федорович Жегин-Шехтель (моя жена урожденная Жегина Наталья Тимофеевна). Жена моего зятя, моя младшая дочь Вера Федоровна. Помимо атонии моих кишок безмерно страдаю астмой (грудная жаба) и беспрерывно глотаю нитроглицерин, дальше идти некуда.
Мой друг протоиерей Василий Михайлович Протасов обещал меня похоронить как следует и не имеет ничего против моего обязательного желания не вершить панихиды по причине того, что у нас евреи и поляки, причем милые люди, но это будет какая-то какофония. Я Вас умоляю приехать сегодня вечером, навестите и еще неизвестно, застанете ли меня в живых. Мой телефон 5-69-19. Вызовите Наталью Тимофеевну или Екатерину Федоровну или Веру Федоровну.
Я забыл упомянуть о моих удивительных персидских миниатюрах и лиможских эмалях. Манускрипт персидский в оригинальном переплете с 38 миниатюрами.
В прошлом году Вы обещали мне визитные карточки (200 штук). Вот их размер. Если у Вас нет типографии, то будьте любезны где-нибудь заказать, но чтобы мне прислали корректуру на ¼ часа. По счету я сейчас заплачу. Главное же, застаньте меня еще в живых — приезжайте хоть до 12 часов ночи.
На днях меня посетила делегация от Московского Архитектурного общества во главе с Председателем академиком А.В. Щусевым40, я был очень тронут.
Я строил всем Морозовым41, Рябушинский42, фон Дервизам43 и остался нищим. — Глупо, но я чист»44.
Примечания
1. В Начале было Дело (нем.).
2. Вплоть до революции семья Шехтеля проживала в особняке на Большой Садовой — городской усадьбе, построенная Шехтелем в 1910 году. Здание известно как третий и последний дом, который архитектор построил для себя. Находится по адресу: Москва, Большая Садовая улица, дом 4, строение 1.
3. Помимо жены в семье Шехтеля было трое детей — сын Лев, дочери Екатерина и Вера и дочь Веры — Марина (1919—2000).
4. Имеется в виду памятник писателю А.Н. Островскому в Москве на Театральной площади перед зданием Малого театра. Установлен в 1929 году. Скульптор — Н.А. Андреев, архитектор — Ф.О. Шехтель. Скульптура выполнена из бронзы, располагается на гранитном постаменте.
5. Андреев Николай Андреевич (1873—1932) — русский советский скульптор и график, член Товарищества передвижников. В своём творчестве отдал дань и импрессионизму, и символизму, и реализму.
6. Рерберг Иван Иванович (1869—1932) — русский, советский инженер и архитектор. Среди наиболее значительных его построек в Москве — Киевский вокзал и Центральный телеграф. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1932).
7. И.И. Рерберг был приглашен в штат МХТ в 1920 г. в связи с планами реставрации здания театра в Камергерском переулке. Однако достоинства Рерберга-строителя (четкая функциональность решений, использование новейших строительных технологий, безукоризненность выполнения) не нашли в театре приложения; на полный объем работ МХТ не имел средств, и в 1924 г. Рерберг ушел. Был вновь приглашен в 1926-м и работал до конца жизни.
8. Из письма Ф.О. Шехтеля — К.С. Алексееву (Станиславскому) от 25 января 1924 г. // Кириченко Е.И. Ф.О. Шехтель. Жизнь. Образы. Идеи. С. 343—344.
9. Во время НЭПа в 1921 году Сытин зарегистрировал «Товарищество И.Д. Сытина», в 1922 году стал соучредителем «Книжного товарищества 1922 г.» (просуществовало до 1923 года).
10. Конёнков Сергей Тимофеевич (1874—1971) — российский, советский скульптор, график, педагог. Ещё до революции скульптора называли «русским Роденом».
11. Сомов Константин Андреевич (1869—1939) — русский живописец и график, мастер портрета и пейзажа, иллюстратор, один из основателей общества «Мир искусства» и одноименного журнала. Академик Императорской Академии художеств.
12. Очевидно, имеется в виду работа одного из братьев Поллайоло — Антонио дель Поллайоло (около 1431/1432—1498) или Пьеро дель Поллайоло (1443—1496). Флорентийская школа позднего кватроченто.
13. Попова Любовь Сергеевна (1889—1924) — русский и советский живописец, художник-авангардист (супрематизм, кубизм, кубофутуризм, конструктивизм), график, дизайнер, театральный художник.
14. Третьяков Павел Михайлович (1832—1898) — русский предприниматель, меценат, коллекционер произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи.
15. Третьякова Вера Николаевна (урожденная Мамонтова; 1844—1899) — супруга основателя Третьяковской галереи П.М. Третьякова, происходившая из семьи предпринимателей Мамонтовых, широко образованная, одаренная пианистка-любительница. Приходилась двоюродной сестрой знаменитому русскому предпринимателю, промышленнику и филантропу, основателю Московской частной оперы С.И. Мамонтову.
16. Врубель Михаил Александрович (1856—1910) — русский художник рубежа XIX—XX веков, работавший едва ли не во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративно-прикладных ремёслах, скульптуре и театральном искусстве.
17. Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович (1870—1905) — русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд».
18. Рерих Николай Константинович (Рёрих; 1874—1947) — русский художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель. Академик Императорской (Российской) академии художеств (1909).
19. Денисов Василий Иванович (1862—1922) — художник-символист: пейзажи, декоративные панно, портреты, фантастические композиции; сценограф.
20. Сарьян Мартирос Сергеевич (1880—1972) — армянский, советский художник-живописец, мастер пейзажа, график, сценограф. В основном работал в стилях символизма и фовизма.
21. Кузнецов Павел Варфоломеевич (1878—1968) — российский живописец. Был членом объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Четыре искусства».
22. Богаевский Константин Фёдорович (1872—1943) — русский и советский художник-пейзажист, условно относимый к киммерийской школе. Синтезировал традиции символизма, искусства кватроченто и героического пейзажа XVII века.
23. Тархов Николай Александрович (1871—1930) — русский и французский живописец, один из членов-учредителей второго «Мира искусства». Основоположник супрематизма К. Малевич (1879—1935) ставил Тархова в ряд мастеров, для которых живопись превращалась «в стихию движения цветовых элементов», знаменуя «отход от предмета в самостоятельную республику живописи».
24. Грабарь Игорь Эммануилович (1871—1960) — русский и советский художник-живописец, реставратор, искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный деятель, педагог.
25. Серов Валентин Александрович (1865—1911) — русский живописец и график, мастер портрета.
26. Малявин Филипп Андреевич (1869—1940) — русский живописец, график. Работал на стыке модерна, импрессионизма и экспрессионизма.
27. Адриан ван Остаде (1610—1685) — нидерландский художник и гравёр.
28. Юон Константин Фёдорович (1875—1958) — русский и советский художник-живописец, мастер пейзажа, сценограф, теоретик искусства, педагог, профессор.
29. Ларионов Михаил Фёдорович (1881—1964) — русский художник, живописец, график, сценограф, теоретик искусства, один из основоположников русского авангарда.
30. Петровичев Пётр Иванович (1874—1947) — русский и советский художник-пейзажист.
31. Козимо Тура (ок. 1430—1495) — итальянский живописец, один из основателей феррарской школы живописи.
32. Рябушинский Степан Павлович (1874—1942) — русский предприниматель, банкир, коллекционер, меценат, вместе с братом Сергеем основавший один из первых в России автомобильный завод АМО, впоследствии переименованный в Завод имени Лихачёва (ЗИЛ).
33. Династия промышленников Мальцевых (старое написание Мальцовы) — хозяева громадных фабрично-заводских районов Центральной России, входили в число крупнейших землевладельцев империи. Разносторонняя деятельность Мальцевых привела к образованию одного из первых в России универсальных промышленных районов, промышленной империи со своими вотчинными заводами и фабриками, своими законами и деньгами, полицией и даже своей особой формой одежды для рабочих.
34. Лагорио Лев Феликсович (1827—1905) — русский художник-маринист. Выпускник Петербургской Академии художеств. Первый ученик Айвазовского, его подмастерье, может быть отнесён к киммерийской школе живописи.
35. Имеется в виду Н.Т. Шехтель.
36. Аристотель (384 год до н. э. — 322 год до н. э.) — древнегреческий философ, ученик Платона. Наиболее влиятельный из философов древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и стиль научного мышления, заложил основы современных естественных наук.
37. Филипп Меланхтон (1497—1560) — немецкий гуманист, теолог и педагог, евангелический реформатор, систематизатор лютеранской теологии, сподвижник Лютера.
38. Эразм Роттердамский (настоящее имя Герхард Герхардс; около 1469—1536) — священник, писатель, богослов, библеист, ученый-филолог.
39. Головин Фёдор Александрович (1867/1868—1937) — председатель Государственной думы Российской империи 2-го созыва, земский деятель, один из основателей партии кадетов и член её ЦК. После революции остался в России, служил в советских учреждениях. Расстрелян.
40. Щусев Алексей Викторович (1873—1949) — русский и советский архитектор. Щусев был председателем МАО в 1922—1930 годах. Известнейшим архитектурным произведением Щусева стал Мавзолей Ленина на Красной площади в Москве.
41. Особняк З.Г. Морозовой на Спиридоновке (1893), дача-усадьба И.В. Морозова с конюшней, манежем и оградой в Петровском парке (1895), особняк С.В. Морозова (1895), особняк А.В. Морозова в Подсосенском переулке (1895), мемориальные часовня-памятник В.Е. и Е.Н. Морозовым на Преображенском кладбище (1897), часовня — памятник Т.С. Морозову (1889) и железная сень над фамильным участком Морозовых (1891) на Рогожском кладбище, комплекс торгового дома и гостиницы С.Т. Морозова «Боярский двор» (1901), две загородные усадьбы: «Одинцово-Архангельское» В.Е. Морозова близ Домодедова (1892) и усадьба «Горки» З.Г. Морозовой-Рейнбот (1912).
42. Особняк Рябушинского — эталон модерна, городская усадьба, построенная Шехтелем для предпринимателя Степана Рябушинского (1900—1903). С 1931 года и до конца жизни (1936) в этом доме жил А.М. Пешков (М. Горький).
43. Имеется в виду усадьба в Кирицах — поместье, построенное архитектором Шехтелем в селе Кирицы Спасского района Рязанской области (1889). Усадьба построена по заказу Сергея Павловича фон Дервиза (1863—1943) — предпринимателя и мецената.
44. Из письма Ф.О. Шехтеля — И.Д. Сытину марта—апреля 1926 г. // Кириченко Е.И. Ф.О. Шехтель. Жизнь. Образы. Идеи. С. 345—348.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |