С момента публикации пьесы А.П. Чехова «Три сестры» прошло сто двадцать два года, однако сквозная чеховская тема, нашедшая свое вершинное воплощение в водевиле о детях бригадного генерала-артиллериста, по сию пору остается неразгаданной. С благословенных времен начала Художественного театра, к несчастью, сыгравшего роковую роль в судьбе Чехова, вольная, не сказать волюнтаристская интерпретация чеховского текста, прикрывавшая и все еще прикрывающая беспомощность интерпретатора, более чем на век отменит его полноценное прочтение. Меж тем открытие Чеховым новых, фактически неисчерпаемых возможностей языка драмы и шире — литературного языка помимо фундаментального эстетического прорыва имеет для нашей культуры важнейший утилитарный смысл.
В силу особых обстоятельств, ставящих под сомнение и просто дезавуирующих некоторые привычные положения, укоренившиеся на стыке отечественной литературоведческой и театроведческой традиции, автор при всей своей ненаучной эмоциональности вынужден придерживаться по возможности научного подхода. Именно поэтому книга потребовала подробного комментария, развернутого цитирования, включая длинный ряд известных и малоизвестных документов, — словом всего того, что необходимо для аргументированного высказывания. Особое внимание уделено главному чеховскому герою — Льву Николаевичу Толстому, а также супруге Чехова актрисе Художественного театра Ольге Леонардовне Книппер и его отцам-основателям Константину Сергеевичу Алексееву (Станиславскому) и Владимиру Ивановичу Немировичу-Данченко.
Рассматриваемый исторический фон не ограничивается рубежом Серебряного века, он вынужденно растянется на три с половиной столетия, так, что нам придется говорить и о Петровских временах, и о декабристах, и о Чаадаеве, о петрашевцах и Крымской войне, о реформах Александра II, контрреформах его сына и террористах. Весь двадцатый век Чехов будет жить где-то рядом, его не оставят в покое, оскопив вульгарным соцреалистическим панибратством, и грозное чеховское предупреждение останется непонятым, так что нам еще долго придется жить в строгом соответствии с диагнозом, когда-то поставленным обществу автором веселой и горькой пьесы «Три сестры».
Содержание
Часть первая. Мы знаем много лишнего
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава XIII
Часть вторая. ...или все трын-трава
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
Часть третья. Никто ничего не знает
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава XIII
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
Часть четвертая. Если бы знать, если бы знать!
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава XIII
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI