Вернуться к А.А. Журавлева. Чехов: тексты и контексты. Наследие А.П. Чехова в мировой культуре

К. Пунева. Об одном драматургическом сюжете в прозе Чехова. Структура и концепция спектакля «Об одном явлении электричества» (Реж. Стилиян Петров)

Спектакль театра «Възраждане» («Возрождение»), София.

По мотивам повестей и рассказов А.П. Чехова с включенными стихами А.С. Пушкина.

Режиссер: Стилиян Петров. Перевод: Людмил Димитров.

Участвуют: Йордан Рысин (Андрей Коврин), Свежен Младенов (Егор Песоцкий), Донка Аврамова-Бочева (Таня Песоцкая), Мариана Жикич (Екатерина Ивановна), Георги Златарев (Черный монах), Анатоли Лазаров (Александр Тимофеич).

Темнота. Чувственные восприятия обостряются, а мрак разорван звуками сверчков и перелетающих птиц. Освещение проблескивает, и взгляд охватывает сцену, обросшую зеленью, деревьями, течет маленькая речка, все окутано мглой. Публика незаметно переносится в сад — топос, характерный для творчества Чехова. Заглавие спектакля «Об одном явлении электричества» ориентирует к свету, разрывающему тьму, но, в сущности, еще с самого начала тьма (буквально и метафорически) является основной (ведущей) силой в постановке. Зритель введен в пространство, в котором реальность и абсурд, жизнь и смерть, любовь и ненависть переплетаются, герои проходят через крайние психологические состояния, а основной мотив — мотив сумасшествия.

«Об одном явлении электричества» — оригинальный эксперимент режиссера Стилияна Петрова. Постановка осуществлена по рассказам и повестям А.П. Чехова. Режиссерский подход довольно сложен. Петров демонстрирует, как образы в прозе Чехова могут послужить созданию совершенно нового драматургического произведения. В его коммуникации с текстами русского автора ему удается найти правильный подход и код, с помощью которых воссоздаются важные мотивы и аутентичный дух больших драм. В нашей современности эксперименты, цитатность, жанровая трансгрессия, разрушение стереотипов — часто встречающиеся приемы, но в данном случае интересно то, как режиссеру на основе нескольких прозаических текстов удалось синтезировать концептуальные темы, эволюционирующие в драмах Чехова. Более того, болгарский режиссер выводит механизмы построения драматургических произведений Чехова и показывает, что образы «Иванова», «Чайки», «Дяди Вани», «Вишневого сада» имеют свои корни в его ранних произведениях. По словам Людмила Димитрова, «Стилиян Петров открывает Чехова в Чехове в инверсии — через фрагментированные, точнее, концептуальные ядра, намекая на них «экономно», скупо, пунктиром, которые предстоит развернуть основательно в более позднем творчестве писателя»1. Остановлюсь на центральных мотивах, на которых построен спектакль. На мотивах, которые являются основными колоссами всего творчества Чехова.

Но перед тем сделаю еще одно уточнение. Рассказы и повести не названы2. В новом произведении они не играют важной роли, а представляют собой только лишь скелет, на котором строится драматургическое произведение. На сцене видим действующих лиц, обладающих характерными чеховскими чертами, — нереализовавшихся, страждущих, импульсивных, видим их на пути познания себя, ищущих любви и счастья, но обреченных на досаду, одиночество и часто — смерть. Герои охвачены беспокойством, нервозностью, крайней чувствительностью, истерическими порывами и депрессиями. Среди персонажей находим неуспешную актрису (Екатерина Ивановна), эксцентричного и непонятого художника (Александр Тимофеич), собственника имения, который посвятил свою жизнь саду (Егор Песоцкий), эмоциональную и наивную девушку, ищущую себя (Таня Песоцкая), молодого философа, гостившего в имении (Андрей Коврин).

В раннем творчестве Чехов намечает тот круг идей, который будет характерен для его художественных исканий в зрелый период. Он проявляет, скажем так, сильный интерес к судьбе человека. Через естественные жизненные ситуации ему удается постичь человеческое настоящее, заглянуть в самые сокровенные уголки человеческой души. И часто там он находит страх жизни. Своей сильной проницательностью он разоблачает малодушие, скрывание за масками, футлярами и пустыми словами. Его героям не удается реализовать себя, они огорчены, одиноки, страждущи. Четко выступает мотив неудавшейся судьбы. В спектакле Петрова никто из героев не в состоянии реализовать свой потенциал. Один за другим они осознают, что их жизнь — провал, что взгляды и мечты их недействительны, и один за другим они исчезают из пространства сада. Саша кончает жизнь самоубийством, Егор умирает, Коврин сходит с ума, а позже заболевает туберкулезом, Таня уезжает. В призрачном саду остается только Катя, но ее судьба лишена какого бы то ни было потенциала.

В самом начале постановка вводит нас в сад Песоцкого, где и протекает все действие. Там ночью расхаживают Таня и Андрей. Разговаривают о тумане, окутавшем имение. Туман, который отсылает к мистике, к переходу между реальным и нереальным, между видимым и скрытым. Именно в этом саду сознание Коврина будет объято безумием, Саша закончит свою последнюю работу собственной своей кровью, Катя поймет, что она погубила свою жизнь и признает свою актерскую ограниченность. Тьма окутывает всех, лишает знакомой им жизни, надежд и будущего. По словам Игоря Сухих, герои Чехова в повести «Черный монах» «не противопоставлены, а скорее сопоставлены, в чем-то даже уравнены общностью взглядов и судьбы»3. Утверждение, которое полностью относится к образам, созданным на сцене театра «Возрождение». Судьба у всех одна — исчезнуть вместе с мистическим садом.

Екатерина Ивановна — среди персонажей, чье взросление на сцене производит сильное впечатление. Ее судьбу узнаем от Егора. В свои молодые годы она присоединилась к театральной труппе и первоначально была вдохновлена своей новой жизнью. Но очень скоро наступило разочарование и в бездарных коллегах, и в мужчине, в которого она влюбилась. Она решила покончить жизнь самоубийством, похоронила своего ребенка. Катя отказалась от театра и вернулась в свой дом, где отдалась уединению и отчуждению от окружающего ее мира. В образе Кати обнаруживаем типаж провалившейся актрисы (позже разработанный в «Чайке»), как и мотив однообразной, скучной жизни. На сцене мы видим не только бывшую актрису, осознавшую бессмысленность жизни и смирившуюся со своей неудавшейся карьерой, но и женщину, которой удалось философски осмыслить бытие.

Само заглавие спектакля нагружено особым зарядом — зарядом роковой любви. О каком явлении идет речь, узнаем из слов Кати во время свадьбы Тани и Коврина: «Мы тут имеем дело с одним из явлений электричества. В коже каждого человека заложены микроскопические железки, которые содержат в себе токи. Если вы встречаетесь с особью, токи которой параллельны вашим, то вот вам и любовь».

Заглавие несет свет любви, но в постановке оказывается, что счастливый конец — мираж. Отчетливо выступает мотив несчастной любви. Сильные эмоции губительны для судеб Коврина, Тани и Саши.

Для Тани любовь одновременно страшное и красивое чувство. Она не готова отдаться ему полностью, и это заметно в ее действиях перед самой свадьбой. Она мечтает о свободе, об иной жизни. Интересно то, что Коврин называет ее маленькой «цаплей». Героиня сравнивается с птицей, чье место обитания — прибрежные полосы водоемов. Река, сад и открытые пространства сильно ее привлекают. Таня — сирота, она живет с отцом, который любит ее, но его жизнь посвящена саду. В самом начале видим ее как юную девушку, идеализирующую мир, мечтающую о любви, о страсти, но в самом конце перед нами уже страждущая и разочарованная женщина, которая верует, что единственная цель человека — бороться (ее финальная реплика напоминает о монологе Сони, в котором после отречения от любви она заявляет, что посвящает свою жизнь труду). Таня покидает отчий дом не только для того, чтобы убежать от мучительных переживаний, но и чтобы найти себя, стать свободной. Это описание напоминает о другой героине Чехова, сравниваемой не с цаплей, а с чайкой. В то же самое время Таня обладает тем магнетизмом, который привлекает к ней мужчин, напоминая нам об Елене Андреевне из «Дяди Вани». И она, и Соня, и Елена — персонажи, которым не удается реализовать себя в качестве полноценных женщин, и их судьбы — обречены.

Кроме страждущих и обреченных, Чехов проявляет интерес и к людям с неустойчивой психикой. Образ, в котором заложен мотив сумасшествия, — Андрей Коврин. Не знаем ничего о его прошлом, не понимаем, какова его судьба после того, как Таня уходит от него. Непонятно, по какой причине он оказывается в имении Песоцкого и сколько времени намеревается пребывать там. Коврин — один из самых загадочных персонажей на сцене. Он счастлив в своем безумии, оно помогает ему убежать от посредственности и скуки. Его сумасшествие постепенно углубляется. Оказывается, что Андреем полностью владеет легенда о Черном монахе. Он сообщает Тане, что мираж через тысячу лет снова явится людям, и они могут ожидать его совсем скоро. Герой не помнит, откуда знает эту легенду, а это подсказывает нам, что она — плод его больного подсознания. Его умопомрачение усиливается, когда он начинает галлюцинировать, видеть монаха и вести с ним разговоры. Диалогами с «привидением» Коврин переосмысливает собственные идеи, углубляется в вопросы о вечной жизни, познании, необходимости интеллектуального труда и т. д. Черный монах задает спектаклю философскую глубину. Духовный кризис личности, идея о величии и избранничестве, сверх-Я видятся как способ убежать от однообразия и посредственности. Его решение жениться на Тане — это и первый шаг к потере ощущения величия. В своем желании помочь любимому Таня проявляет жестокость, лишая его радости, оригинальности и чувства уникальности.

Загадочен и образ художника Александра Тимофеича, чья судьба — тоже несчастливая. Присутствие его в спектакле почти призрачно. В его образе слышится мотив о нереализовавшемся творце, а также намечаются симптомы суицидального комплекса. Саша — странник для остальных. Он определяет жизнь человека-творца словами: «Моя жизнь — скучная, тяжелая, однообразная, потому что я художник, я странный человек, с малых лет меня мучает зависть, недовольство, неуверенность в моей работе, я — отшельник...» Своими картинами он проникает в души людей, но в реальных жизненных ситуациях не знает, как справиться с окружающими. Никто ничего не знает о его прошлом, единственно заметна его страсть к пейзажам. Оказывается, что, кроме любви к искусству, его привлекают в сад Песоцкого чувства к Тане. В эмоциональном порыве Саша признается в любви к ней. Единственное, что следует за этим: он отвергнут с отвращением и назван «гадким утенком». Саше не удается пережить метаморфозу и превратиться в прекрасного лебедя. Сокрушенный и непонятый, он кончает жизнь самоубийством в день свадьбы. Совсем по-чеховски зритель слышит только звук выстрела. Самоубийство происходит на периферии действия. Оно является концом не только свадебного пира, но и мнимого счастья в доме Песоцкого.

Если говорить о типизации персонажей, следует упомянуть и Егора Песоцкого. Смысл его жизни — сад. Как и в «Вишневом саде», где этот топос — «метафора души» Любови Раневской, по словам Людмила Димитрова, так и в спектакле Стилияна Петрова сад — это мир Песоцкого, его душа. Егор поглощен работой с утра до вечера, но больше всего он боится, как бы после его смерти сад не попал в руки кого-нибудь, кто отдаст его в аренду. Егор — человек, окруженный ореолом доброты, но также малодушия и эгоизма. Он замкнулся в пространстве имения и смутно предчувствует близкий конец. В его образе распознаем полную отдачу труду и экологии — мотивы, которые разработаны в «Дяде Ване». С другой стороны, сам сад является символом распадающегося мира Песоцкого, невозможности героев реализовать себя, перешагнуть за магический мир этого пространства. Только Таня уезжает в конце пьесы. Она преодолевает свои собственные страхи, и ей удается оторваться от умирающего мира.

Спектакль «Об одном явлении электричества» мы можем спокойно назвать метадрамой. Это спектакль, который признает основные модели и механизмы драматургического творчества Чехова. С другой стороны, это драма, в которой проблематизируется театр и актерское мастерство. Словами Кати (пересказанными Ковриным): «Театр — это сила, соединяющая в себе одной все искусства, а актеры — миссионеры. Никакое искусство и никакая наука в отдельности не в состоянии действовать так сильно и так верно на человеческую душу, как сцена».

Литература

Димитров Л.И. Чехов като явление от електричеството. 2019. [Электронный ресурс] // URL: https://tetradkata.com/2019/12/13/chehov-kato-yavlenie-ot-elektrichestvoto-lyudmil-dimitrov/ (дата обращения: 17.05.2020).

Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. Л.: Изд-во ЛГУ 1987. [Электронный ресурс] // URL: http://apchekhov.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st006.shtml (дата обращения: 17.05.2020).

Примечания

1. Димитров Л.И. Чехов като явление от електричеството. 2019. [Электронный ресурс] // URL: https://tetradkata.com/2019/12/13/chehov-kato-yavlenie-ot-elektrichestvoto-lyudmil-dimitrov/ (дата обращения: 17.05.2020).

2. В основе спектакля «Об одном явлении электричества» — фрагменты из произведений «Черный монах», «Невеста», «Три года», «Палата № 6», «Дом с мезонином», «Степь», «Скучная история» и др.

3. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. Л.: Изд-во ЛГУ 1987. [Электронный ресурс] // URL: http://apchekhov.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st006.shtml (дата обращения: 17.05.2020).