Вернуться к А.А. Журавлева. Чехов: тексты и контексты. Наследие А.П. Чехова в мировой культуре

А.Н. Макаревич. Серов и Чехов. История знакомства и создания акварельного портрета 1902 года

Серов (1865—1911) и Чехов (1860—1904) — два знаменитых представителя русской культуры. Они были почти ровесниками, жили в одном городе, имели множество общих знакомых1, и при этом, на удивление, долгие годы их пути не пересекались. Познакомились они только осенью 1900 года. Чехов напишет Серову вскоре после их встречи: «...очень рад, что судьба предоставила мне случай познакомиться с Вами — это было моим давнишним желанием...» (П., 9, 141).

Современники отмечали, что между Серовым и Чеховым было что-то общее: и в характере, и в творческой манере. Оба были немногословны, хорошо чувствовали юмор, ненавидели пошлость. Репин писал в своих мемуарах, что «Серов... как Чехов, более всего ненавидел общие места в искусстве — банальность, шаблонность»2. Еще определеннее говорил о схожести натур Чехова и Серова журналист Н.Г. Шебуев: «<Серов> всегда молчаливый, развертывающийся только в интимной компании, ...он очень походил на Чехова. И в манере писать картину, в манере наблюдать, в манере подходить к натуре между Серовым и Чеховым так много общего... И у того, и у другого строгий портрет. А вглядишься — улыбка чувствуется»3.

Эти суждения высказывались уже после смерти и Серова, и Чехова. А пока — в 1900 году — эти оба, такие внутренне похожие друг на друга, человека находились на пути к вершине своей славы.

Серов только вернулся со Всемирной парижской выставки, получив там Большую золотую медаль, им уже написано несколько портретов членов царской семьи. Чудесны детские портреты, не говоря уже об известных «серовских девушках» — «Девочке с персиками» и «Девушке, освещенной солнцем». С 1898 года Серов — академик Императорской Академии художеств, преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества — эта работа отнимает много времени, правда, обеспечивает стабильный заработок.

Чехов в 1900 году — известный писатель, автор многих повестей и рассказов, автор знаменитых пьес, он уже совершил уникальное путешествие на Сахалин. В 1900 году Чехов стал академиком Императорской Академии наук по разряду изящной словесности. Через два года он откажется от этого звания по принципиальным соображениям — так же, как и Серов в 1905 году.

Таковы фигуры Писателя и Художника. Когда речь заходит о писателе Чехове, то по привычке хочется в пару к нему поставить художника... Левитана — его ближайшего и многолетнего друга. Но Левитан и память о нем стали еще и связующим звеном между Чеховым и Серовым.

Серов давно хотел написать портрет Чехова. Откладывать уже было нельзя — состояние здоровья Чехова внушало опасения. Летом 1900 года случилось печальное событие, которое, возможно, подтолкнуло Серова начать задуманную работу — умер И.И. Левитан. Редактор журнала «Мир искусства», С.П. Дягилев, с присущей ему энергией взялся за издание посмертного левитановского сборника. Для этого номера Серов работал над графическим портретом Левитана, а Чехова Дягилев уговаривал написать заметки-воспоминания о его друге — «не надо многого, надо что-нибудь написанное с любовью... хотя бы двести-триста строк»4. Дягилев написал Чехову несколько писем, специально приехал в Москву для разговора с Антоном Павловичем — в итоге Чехов дал ему обещание написать о Левитане.

Серов (член объединения «Мир искусства» и друг Дягилева) жил в Москве и мог лично напоминать Антону Павловичу о данном им обещании. Так поручение Дягилева совпало, а может, и ускорило начало работы над портретом Чехова.

Встреча Серова и Чехова состоялась в Москве в ноябре 1900 года. История их знакомства известна по нескольким запискам, сохранившимся после краткого периода их встреч (осенью 1900 года и весной 1901 года) во время работы Серова над чеховским портретом. Все эти документы были собраны и впервые опубликованы в 1940 году в работе И.С. Зильберштейна «Двенадцать портретов русских писателей»5. Также имеются важные, хотя и краткие, воспоминания М.П. Чеховой, которыми она поделилась в переписке с И.С. Зильберштейном и Л.С. Зингером — другим исследователем иконографии Чехова, неоднократно обращавшимся к этой теме6.

Наиболее полно история работы Серова над портретом Чехова представлена в статье «Прижизненные портреты Чехова», вошедшей в монографию Л.С. Зингера «Очерки теории и истории портрета»7. В предлагаемой им версии события развивались следующим образом.

В первой половине ноября 1900 года Серов передал Чехову при знакомстве визитную карточку8, указав на ней свой адрес: «Б. Знаменский пер., д. бр. Улановых». Но сильная занятость и ухудшающееся самочувствие, похоже, не дали Чехову возможности нанести визит художнику. И 15 ноября он пишет Серову уже упоминавшееся письмо-записку с извинениями: «Многоуважаемый Валентин Александрович, все эти дни мне нездоровится, голова болит очень, и потому до сих пор я не был у Вас. Простите, пожалуйста. Если я теперь, в ноябре, не сумею побывать у Вас, то не разрешите ли Вы мне побывать у Вас весной, в начале апреля, когда я, по всей вероятности, опять буду в Москве? И тогда бы я отдал Вам сколько угодно времени, хотя бы три недели.

Желаю Вам всего хорошего. Очень рад, что судьба доставила мне случай познакомиться с Вами — это было моим давнишним желанием. Крепко жму руку. Искренно преданный А. Чехов» (П., 9, 141).

И в ответ очередная записка Серова на визитной карточке с чеховской пометкой — «1900 16 ноября»: «Многоуважаемый Антон Павлович! Получил ваше письмо и решил просто с карандашом и бумагой прийти к 10 часам утра, — быть может, Вы сможете уделить мне часа 1½. Надеюсь. В. Серов»9.

Эта встреча или не состоялась, или не дала желаемого результата. Потом были еще две записки Серова с просьбами о переносе времени из-за его занятости в Училище живописи. По-видимому, речь шла о встречах на квартире Чехова на Малой Дмитровке (дом Шешкова, кв. 7, вход с Дегтярного пер.), хотя бывал он там редко. Для удобства работы Чехов еще снял номер в гостинице «Дрезден» на Тверской10. Но надежда Серова сделать хотя бы карандашные наброски к будущему портрету писателя пока оставалась не осуществленной. Недаром М.П. Чехова сообщала в 1954 году в письме Л.С. Зингеру: «Серов несколько раз принимался писать портрет Антона Павловича, но он ему не удавался»11. Заканчивался первый, не принесший почти никаких практических результатов период работы над чеховским портретом (осенью 1900 года); Серов с нетерпением ждал возможности продолжения сеансов.

Во время ноябрьских встреч Серов не забывал и о поручении С.П. Дягилева, которому он сообщал в письме от 29 ноября 1900 года, что «Чехов... подтвердил свое обещание написать о Левитане»12.

Вскоре, 11 декабря, Чехов уезжает за границу, а в конце декабря Серов узнает через Дягилева о его отказе написать воспоминания о Левитане. Расстроенный Серов пишет напрямую Чехову (после 21 декабря): «Многоуважаемый Антон Павлович, имею печальное известие — будто Вы отказываетесь писать о Левитане — умоляем не отказывать нам в нашей справедливой просьбе — несколько слов воспоминаний об Исааке Ильиче необходимы для издания его труда и никому другому, как Вам, надлежит это сделать. В. Серов.

Нужен для издания тоже портрет Исаака Ильича, над которым я бьюсь сейчас. Искать и сделать по фотографиям живое лицо — тяжелый, неприятный труд. Но нужно, нужно сделать все возможное в память такого художника, как И.И. Левитан, — таких у нас не очень много»13. Но и этот отчаянный призыв Серова с рассказом о своей собственной непростой работе над портретом Левитана не изменил ситуации14. Чехов так и не смог написать заметки о Левитане, не сделал он этого и в дальнейшем.

Второй этап работы Серова над чеховским портретом, по воспоминаниям М.П. Чеховой, опубликованным И.С. Зильберштейном, проходил в первой половине мая 1901 года15. После заграничного путешествия и проживания в Ялте Чехов приехал в Москву и снова остановился в гостинице «Дрезден». Он писал О.Л. Книппер накануне из Ялты: «...Я приеду в первых числах мая. Как только получишь телеграмму, тотчас же отправляйся в гостиницу «Дрезден» и узнай, свободен ли 45-й номер, т. е., другими словами, займи какой-нибудь номеришко подешевле» (П., 10, 17).

Несмотря на чрезвычайную занятость и плохое самочувствие, А.П. Чехов, как и обещал, начал позировать художнику. Сеансы проходили в гостинице «Дрезден» — на Тверской площади. Это была комфортабельная гостиница — с лифтами и прочими удобствами. Изначально гостиница была двухэтажная, к 1900 году ее надстроили, а позже и вид всей площади существенно изменился.

Сам Серов жил в Б. Знаменском пер. — между Волхонкой и Знаменкой, в переулках позади Музея изобразительных искусств, тогда еще только строившегося. Это была любимая московская квартира Серовых — он сам называл ее помещичьей16. Именно этот адрес (Б. Знаменский, дом братьев Улановых) был написан на визитке, переданной Чехову, и именно сюда собирался он прийти в гости к Серову еще раньше, в ноябре 1900 года. Отсюда Серов ездил к Антону Павловичу на сеансы портретирования.

Дом этот, к сожалению, не сохранился. Путаница с нумерацией домов, которая раньше велась только условно (так называемый полицейский номер в адресе никогда не писался), позволяла надеяться, что это сохранившийся дом под номером 1917. Но в архиве удалось найти план дома Улановых, только вступивших в права наследства двух братьев18. После этого разночтения с местоположением дома Серова были полностью устранены. Стало очевидно, что серовский дом был угловым (на месте современного д. 21) и находился на пересечении Б. Знаменского и Антипьевского переулков19. На противоположном углу этого перекрестка — по диагонали, находилось владение С.И. Щукина (д. 8/12), хорошо известное любителям французской живописи. Сейчас на месте серовского дома находится многоэтажное кирпичное здание Института связи (д. 21)20.

От серовской квартиры осталось только описание, к счастью сохранившееся в архиве. В нем приводится подробный перечень сдаваемых семье Серова помещений: сколько комнат (1 + 7 + 4), на каких этажах (первый, второй и антресоли, т. е. дом был с мезонином), куда выходят окна (на Знаменский пер. и во двор), какова стоимость аренды (1500 рублей). Особенно ценно то, что все эти сведения даны на ноябрь 1900 года, т. е. как раз на время начала работы над портретом Чехова21.

В этой квартире Серовы прожили семь лет — у них на тот момент было пятеро детей, как раз в 1900 году родился сын Антон (последний, шестой ребенок, дочь Наталья родилась позже). Интересно, что самого Серова друзья тоже звали Антоном: так повелось с детства, когда Валентина переиначили в Валентошу, потом — в Тошу, а потом уже — во взрослого Антона. Так что с Чеховым оказались общими не только характеры, творческие методы, но и имя.

Вернемся к самому портрету — его дальнейшей судьбе, его изучению и истории бытования.

Сеансы пришлось прекратить в конце мая 1901 года. 25-го числа Чехов обвенчался с О.Л. Книппер, и они уехали в путешествие22. В связи с отъездом Чехова портрет остался неоконченным. Художник был недоволен своей работой. Встретив в эти дни на занятиях в художественной студии Е.Н. Званцевой сестру Чехова, он буркнул в ответ на ее вопрос о том, как идет работа над портретом брата: «Ну, какой же это портрет? Портрет большой, настоящий я только собираюсь писать»23. Акварельный рисунок с натуры Серов рассматривал как один из возможных эскизов к будущему портрету. Но впечатлений, материалов для создания большого полотна у художника оказалось мало, и, закончив в следующем году рисунок, он поставил на нем дату 1902. Л.С. Зингер высказывал предположение о возможной встрече Серова и Чехова в 1902 году — в его очередной приезд в Москву. Иначе как можно объяснить датировку 1902 для Серова, так не любившего писать без натуры, по памяти?24 Но документальных подтверждений этой встречи нет.

Портрет остался у Серова, больше он к нему не обращался. В 1903 году серьезнейшую операцию перенес сам Серов, находясь больше месяца на грани жизни и смерти. Потом длительная реабилитация. В 1904 году... умер Чехов.

Теперь подробнее о самом портрете. Это акварельная работа. В этой технике у Серова есть прекрасные портреты И.Е. Репина, С.С. Боткина, С.М. Драгомировой-Лукомской. Для работы он всегда любил использовать хорошие материалы, тщательно подбирал бумагу с водяными знаками, ее оттенок, долго обдумывал формат рисунка. Возможно, такой вытянутый вертикальный формат акварели (43×25 см) был выбран, чтобы подчеркнуть высокий рост Чехова25.

Несмотря на все усилия, Серов был недоволен результатом. Привыкший присматриваться к своим моделям месяцами, он не смог удовлетвориться несколькими сеансами. В таком незавершенном состоянии акварель осталась у художника.

И все же этот портрет получает как бы вторую жизнь.

В 1904 году ученик Серова — Н.П. Ульянов, староста его мастерской в Училище живописи ваяния и зодчества, а потом коллега по преподаванию в частной студии, начал работу над портретом Чехова. Он успел встретиться с Антоном Павловичем, но дописывал портрет уже по памяти. В помощь ему Серов дал свой набросок. Вскоре Н.П. Ульянов написал прекрасные воспоминания, в том числе — и о работе над чеховским портретом.

После окончания работы над портретом акварель вернулась к Серову, и он подарил ее М.П. Чеховой в память о своем знакомстве с А.П. Чеховым.

С этого момента об акварели на некоторое время забыли. Даже не сразу вспомнили о ней при подготовке большой посмертной выставки Серова в 1914 году. В переписке О.Ф. Серовой, вдовы художника, с И.Э. Грабарем26 в постскриптуме письма от 29 января 1913 года появилось упоминание о чеховском портрете: «Ах да! Не можете ли Вы от кого-нибудь узнать, где рисунок с Чехова? Как-то была у Философова, и мы с ним вспомнили. От Книппер, конечно, можно узнать. Когда мы жили у Улановых, в то время Вал. Ал. его рисовал. Помню, В.А. не особенно был им доволен»27.

Вот такое авторитетное (почти из первых рук) свидетельство того, что сам Серов не включал эту акварель в число своих первоклассных работ. Возможно, именно поэтому в вышедшей к выставке 1914 года фундаментальной монографии И.Э. Грабаря «В.А. Серов. Жизнь и творчество» портрет Чехова не только не приводился среди иллюстраций, но и не упоминался в тексте.

С годами это отношение к портрету существенно изменилось. В следующем издании своего труда, вышедшем к 100-летию Серова в 1965 году, Грабарь уже ввел в текст описание портрета: «Серову... удалось получить несколько коротких сеансов для акварельного рисунка с ...Чехова, и он сделал с него портрет проникновенной психологической глубины, чему немало способствовало отсутствие на лице пенсне, всегда извращающего естественный взгляд человека»28.

Впервые же чеховский портрет был опубликован (правда, в черно-белом варианте) в работе С.Р. Эрнста «В.А. Серов», вышедшей в 1921 году, но подготовленной к печати и полностью сверстанной еще в 1917 году29. Высококачественную публикацию в цвете осуществил И.С. Зильберштейн в 1940 году.

В 1922 году акварель была передана сестрой писателя в чеховскую коллекцию, вошедшую вскоре в собрание Государственного литературного музея, вместе с которым и переживала все его эволюции. В 1967 году была проведена тщательная реставрация портрета30. Сейчас оригинал акварели хранится в фондах музея31 и периодически экспонируется на художественных выставках32, а ее копия открывает экспозицию Дома-музея А.П. Чехова на Садовой-Кудринской улице.

Символично, что заканчивает экспозицию чеховского музея работа ученика Серова — Н.П. Ульянова, который в своих мемуарах вспоминал удивительно точные слова Серова: ««Чехов неуловим. В нем было что-то необъяснимо нежное», — сказал, осматривая мою работу, В.А. Серов...»33 И как следствие этой неуловимости Чехова, высказывалась мысль о том, что «судьба не позволила всем изображавшим А.П. довести его портрет до необходимой высоты. Образ «необъяснимо нежного» великого человека остался в нашей живописи навсегда неразрешенной задачей»34.

И все-таки кажется, что серовская акварель ближе других портретов подошла к тайне чеховской натуры, — недаром же современникам казалось, что у Серова и Чехова так много общего.

Литература и источники

Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников: в 2 т. / ред.-сост. И.С. Зильберштейн, В.А. Самков. Л.: Художник РСФСР, 1971. Т. 1. 717 с.; 1971. Т. 2. 599 с.

Валентин Серов в переписке, документах и интервью: в 2 т. / ред.-сост. И.С. Зильберштейн, В.А. Самков. Л.: Художник РСФСР, 1985. Т. 1. 487 с.; 1989. Т. 2. 431 с.

Валентин Серов: К 125-летию со дня рождения: каталог / Гос. Третьяковская галерея, Гос. Русский музей. Л.: Аврора, 1991. 199 с.

Валентин Серов: К 150-летию со дня рождения. М.: Гос. Третьяковская галерея, 2015. 389 с.

Грабарь И.Э. Валентин Александрович Серов: Жизнь и творчество. 1865—1911. М.: Искусство, 1965. 492 с.

Евсеев Д.М. Чеховская Москва. М.: Гелиос АРВ, 2009. 336 с.

Зильберштейн И.С. Двенадцать портретов русских писателей // Портреты, автографы, рисунки писателей и ил. к лит. произведениям. Вып. 4 / под общ. ред. Вл. Д. Бонч-Бруевича. М.: Гос. лит. музей, 1940. 32 с.

Зингер Л.С. Прижизненные портреты Чехова // Зингер Л.С. Очерки теории и истории портрета. М.: Изобразительное искусство, 1986. С. 211—233.

Зингер Л.С. Прижизненные портреты А.П. Чехова // Материалы и исследования. М.: Государственная Третьяковская галерея, 1958. Вып. 2. С. 179—208.

Реформатская М.А. Плющихинские нити // Плющиха Два: история, имена, воспоминания, впечатления / ред.-сост. Т.М. Бархина. М.: Близнецы, 2013. С. 51—58.

Сайт ГМИРЛИ (Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля). История экспоната. «Неуловимый Чехов» Валентина Серова. [Электронный ресурс] // URL: https://goslitmuz.ru/istoriya-eksponata/?ID=2370 (дата обращения: 23.11.2019).

Ульянов Н.П. Люди эпохи сумерек. М.: Аграф, 2004. 560 с.

ЦИАМ. Ф. 179. Он. 62. Д. 15797. Л. 1—2.

ЦИАМ. Ф. 179. Он. 63. Д. 15831. Л. 1—4.

Эрнст С.Р. В.А. Серов. СПб.: Комитет популяризации художественных изданий при Рос. академии истории материальной культуры, 1921. 115 с.

VI выставка произведений изобр. искусства, реставрированных Гос. центр. худ. научно-реставрационной мастерской им. акад. И.Э. Грабаря: каталог. М.: Советский художник, 1969. 166 с.

Примечания

1. Среди общих знакомых Чехова и Серова были: И.И. Левитан, К.А. Коровин, Ф.И. Шаляпин, С.П. Дягилев, А.М. Горький, сестра писателя — М.П. Чехова и многие другие.

2. Репин И.Е. Валентин Александрович Серов // Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников: в 2 т. Т. 1. Л.: Художник РСФСР, 1985. С. 38.

3. «Вечерняя газета». 1911. № 91. 23 ноября // Валентин Серов в переписке, документах и интервью. С. 298.

4. Цит. по: Валентин Серов в переписке, документах и интервью. Т. 1. С. 313.

5. Зильберштейн И.С. Двенадцать портретов русских писателей // Портреты, автографы, рисунки писателей и ил. к лит. произведениям. Вып. 4 / под общ. ред. Вл. Д. Бонч-Бруевича. М.: Гос. лит. музей, 1940. 32 с.

6. Впервые Л.С. Зингер обратился к теме иконографии Чехова в 1958 году. Повторные публикации в слегка доработанном и измененном виде были сделаны в 1985 и 1986 годах. Большая благодарность А.П. Кузичевой, посоветовавшей мне ознакомиться с работами этого автора.

Зингер Л.С. Прижизненные портреты А.П. Чехова // Материалы и исследования. М.: Гос. Третьяковская галерея, 1958. Вып. 2. С. 179—208.

Зингер Л.С. Прижизненные портреты Чехова // Зингер Л.С. Очерки теории и истории портрета. М.: Изобр. искусство, 1986. С. 211—233.

7. Зингер Л.С. Прижизненные портреты Чехова. С. 225—228.

8. Всего известны 4 визитные карточки Серова с записками Чехову. Они были помечены адресатом ноябрем 1900. Карточки хранятся в ОР РГБ, опубликованы в 1940 году И.С. Зильберштейном, но Л.С. Зингер расположил их в несколько ином хронологическом порядке, считая, что работа над портретом началась после, а не до 15 ноября 1900 года.

9. Валентин Серов в переписке, документах и интервью. Т. 1. С. 299.

10. М. Дмитровская, 11, и Тверская, 6, — чеховские адреса осенью 1900 года. Они подробно описаны в книге Д.М. Евсеева. Если здание на М. Дмитровке в целом сохранилось, то этого нельзя сказать о здании гостиницы на Тверской. Все здание «Дрездена», выходившее фасадом на площадь, кроме срезанной угловой части, поглотил дом советского времени. В нем размещался знаменитый тогда ресторан «Арагви». А ведь в этой гостинице Чехов останавливался и ранее — в мае 1896 года, и потом — в мае 1901 года. Упоминается «Дрезден» и в повести Чехова «Три года». См.: Евсеев Д.М. Чеховская Москва. М.: Гелиос АРВ, 2009. С. 261—262.

11. Зингер Л.С. Прижизненные портреты Чехова. С. 225.

12. Валентин Серов в переписке, документах и интервью. Т. 1. С. 303.

13. Валентин Серов в переписке, документах и интервью. Т. 1. С. 313.

14. Получается, что Серов одновременно работал над портретами и Левитана, и Чехова — двух столь близких ему по духу людей. Может, именно поэтому в обоих случаях им была выбрана графическая, а не живописная техника как наиболее подходящая для передачи тонких душевных чувств.

15. Зильберштейн И.С. Двенадцать портретов русских писателей. С. 22.

16. Всего известно более десяти московских адресов Серова, где он жил с 1878 года — временами в гостях, а с 1890 года — постоянно, с семьей.

17. Номер дома 19 по Б. Знаменскому пер. указан в летописи жизни В. Серова в последнем фундаментальном издании о его творчестве и многих предыдущих работах. См.: Валентин Серов: К 150-летию со дня рождения. М.: Гос. Третьяковская галерея, 2015. С. 353.

18. ЦИАМ. Ф. 179. Оп. 63. Д. 15831. Л. 4 — опись владения и план дома, принадлежавшего Александру и Михаилу Михайловичам Улановым — Тверской части, 1-го участка, № 57/39, по улице Б. Знаменскому и Антипьевскому переулку.

19. Антипьевский переулок сейчас называется Колымажным, а одно время это была ул. Маршала Шапошникова, а Б. Знаменский пер. с 1939 по 1994 г. назывался ул. Грицевец (в честь летчика, первого дважды Героя Советского Союза, участника боев в Испании и на Халхин-Голе). Эти названия говорили о близком соседстве Ген. Штаба.

20. На здании Института связи висит красивая памятная доска, посвященная маршалу связи А.И. Белову, но, к сожалению, нет никакого упоминания о том, что на этом месте был дом, в котором семь лет жил великий русский художник В.А. Серов. За эти годы он создал целый ряд шедевров русской живописи — портреты М.Н. Ермоловой, М.А. и Мики Морозовых, семьи Юсуповых, графические портреты Ф.И. Шаляпина, И.И. Левитана и... А.П. Чехова.

21. ЦИАМ. Ф. 179. Оп. 62. Д. 15797. Л. 2 — описание квартиры Серова в доме Улановых на ноябрь 1900 года. Квартира Серова на 2-м этаже: 7 светлых комнат, 1 коридор, 1 передняя, 1 клозет, 11 окон — на Знаменский пер., 13 окон — во двор; с помещением на 1-м этаже: 1 комната, передняя, 1 кухня; антресоли — 4 светлых комнаты. Год. доход (плата): 1500 руб. + 240 руб.

22. Венчание было на Плющихе, в церкви Воздвижения, что на Пометном Вражке. В Москве существует краеведческое общество «Моя Плющиха», членом которого является автор данной работы. Там явственно ощущаются нити времен: член общества М.А. Реформатская — дочь троюродной сестры О.Л. Книппер. Их общим родственником был и шафер — А.И. Зальца (дядя Саша). См. Реформатская М.А. Плющихинские нити // Плющиха Два: история, имена, воспоминания, впечатления / ред.-сост. Т.М. Бархина. М.: Близнецы. 2013. С. 51—58.

23. Зильберштейн И.С. Указ. соч. С. 22.

24. Зингер Л.С. Прижизненные портреты Чехова. С. 233.

25. Аналогичным образом Серов решал такую задачу и при портретировании Д.В. Стасова — юриста, брата известного критика В.В. Стасова. Позже сам Серов интересовался, заметен ли по погрудному портрету высокий рост Д.В. Стасова.

26. И.Э. Грабарь — художник, искусствовед, первый биограф и организатор посмертной выставки В.А. Серова.

27. Валентин Серов: К 150-летию со дня рождения. С. 323—325.

На это письмо О.Ф. Серовой от 29 января 1913 г. [ОР ГТГ. Ф. 106. Ед. хр. 10697. Л. 2] И.Э. Грабарь ответил 12 марта 1913 г.: «Портрет Чехова оказался у Марии Павловны Чеховой» [ОР ГТГ. Ф. 106. Ед. хр. 431. Л. 2].

28. Грабарь И.Э. Валентин Александрович Серов: Жизнь и творчество. М.: Искусство, 1965. С. 282.

29. Эрнст С.Р. В.А. Серов. СПб.: Комитет популяризации худ. изданий при Рос. академии истории материальной культуры, 1921. Вклейка между с. 40 и 41.

30. Работа была проведена реставратором С.П. Тихомировой: закреплен красочный слой, подклеены разрывы, проведена тонировка в местах потертостей. После этого акварель была представлена на на выставке работ реставрационной мастерской им. И.Э. Грабаря (сейчас — реставрационный центр ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря). См.: VI выставка произведений изобр. искусства, реставрированных Гос. центр. худ. научно-реставрационной мастерской им. акад. И.Э. Грабаря: каталог. М.: Сов. художник, 1969. С. 62.

31. Сайт ГМИРЛИ (Гос. музей истории российской литературы им. В.И. Даля). История экспоната. «Неуловимый Чехов» Валентина Серова. [Электронный ресурс] // URL: https://goslitmuz.ru/istoriya-eksponata/?ID=2370 (дата обращения: 23.11.2019).

32. В 2015 г. портрет Чехова работы В.А. Серова экспонировался на юбилейной выставке В. Серова в Третьяковской галерее. См.: Валентин Серов: К 150-летию со дня рождения. С. 209. кат. № 123 [Портрет А.П. Чехова, 1902. Бумага, акварель. 43×25,3. Справа внизу чернилами подпись: ВС 1902. Поступление. Дар М.П. Чеховой в 1922, Москва. ГЛМ. КП 51808]. Ранее акварель неоднократно участвовала в работе отечественных и международных выставок. Подробнее об участии в выставках См.: Валентин Серов: К 125-летию со дня рождения: каталог / Гос. Третьяковская галерея, Гос. Русский музей. Л.: Аврора, 1991. С. 142.

33. Ульянов Н.П. К портрету Чехова // Ульянов Н.П. Люди эпохи сумерек. М.: Аграф, 2004. С. 82—83.

34. Там же. С. 83.