16 ноября 1887 г. А.П. Чехов вступил в Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, основанное в 1874 г. в Москве с целью защиты материальных интересов драматургов. За несколько дней до этого он писал брату Александру по поводу постановки пьесы «Иванов»: «Деньги нужны до зареза. На этой неделе моя пьеса идет в Саратове, а я ни шиша не получу, ибо еще не записался в члены Драм<атического> общества, записаться же стоит 15 р., коих у меня нет» (П. 2, 147). На преимущества вступления в Общество указывал Чехову и Н.А. Лейкин, который писал: «Тогда, где бы в провинции ни шла Ваша пьеса, Вы отовсюду будете получать то 2 р., то 3, то даже 5...» (П. 2, 425). Авторский гонорар взимался на местах через уполномоченных Общества, которое систематически, два-три раза в год, высылало драматургам заполненные расчетные листы на типографских бланках, где указывались время и место постановок пьес, суммы отчислений с каждого спектакля, включающие удержания в пользу Общества и агента, а также чистый доход.
В мемориальном фонде чеховского Дома в Ялте хранится пачка расчетных листов, начальный из которых датируется 24 июля 1889 года, последний — 14 марта 1907 г. Девять из них содержат данные о прижизненных постановках «Трех сестер»1. В расчетном листе № 249 от 12 мая 1901 г. помещены сведения о первых постановках пьесы труппой Московского Художественного театра, которые продолжились в конце февраля—марте гастролями в Санкт-Петербурге в здании Панаевского театра, где было дано еще 8 представлений. Еще до премьеры спектакля, 21 января, Чехов писал из Ниццы О.Л. Книппер: «Имей в виду, что в Петербурге Вы не будете иметь никакого успеха. Это, конечно, к счастью, ибо после Петербурга вы уже не станете путешествовать, а засядете в Москве... В Петербурге сборы будут, но успеха — ни капельки» (П. 9, 189). Пророчество Чехова не сбылось (а точнее — сбылось отчасти), так как, кроме сборов, спектакль МХТ имел и большой успех, о котором 24 марта «Петербургская газета» сообщала: «Вчера труппа Московского Художественного театра прощалась с петербуржцами. Желающих попасть на прощальный спектакль... было так много, что не только все билеты были распроданы, но даже за два часа до начала спектакля по коридорам бродили толпы жаждавших проникнуть в зрительный зал... Овации продолжались более 20 минут, цветочный дождь сыпался на сцену со всех мест, начиная с галереи и кончая партером» (П. 9, 535). Общее восторженное состояние отразилось и в одном из писем Чехову от его давнего знакомого, артиста А.Л. Вишневского, который писал: «Вчера говорил мне Немирович, что Вы должны будете получить с нас авторских за Петербург около 3000 рублей. Вот за это я очень доволен! Дирекция должна получить чистых за Петербург 20 тысяч» (П. 9, 539). Если бы Вишневский имел, как и мы сегодня, возможность заглянуть в расчетный лист, то он бы узнал, что названная им вслед за Немировичем сумма чеховского гонорара от гастролей Художественного театра в Петербурге, мягко говоря, несколько преувеличена. Отчисления от каждого представления составили 20 рублей, из которых 3 шли театральному агенту и Обществу, а 17 — автору. Таким образом, путем несложных подсчетов можно установить, что за восемь спектаклей Чехов заработал 136 рублей. Максимальный же доход автора и Общества за один спектакль — 48 рублей — был зафиксирован 20 марта 1901 г. в Одесском городском театре, где «Три сестры» давала стабильно высокие поступления и в дальнейшем. В первой половине марта следующего, 1902 г. МХТ дал 5 представлений в помещении Литературно-художественного общества и один — в Михайловском театре, где зафиксирован финансовый успех спектакля — 40 рублей. 2 марта 1901 г. в театре Н.Н. Соловцова в Киеве состоялась премьера «Трех сестер», ставшая одной из лучших постановок пьесы на провинциальной сцене. Первыми постановщиками пьесы были также труппы Саратова (15 и 18 марта), Калуги (18 марта), Полтавы (6 апреля), Новочеркасска (15 апреля), Кишинева (23 и 29 апреля), Томска (24 апреля) и Екатеринбурга (27 апреля).
Наиболее удачным для «Трех сестер» при жизни драматурга стал сезон 1901—1902 гг. После небольшого летнего затишья в сентябре 1901 г. прошло 16 спектаклей на сценах МХТ, Одессы, Ставрополя, Александровска, Иркутска, Кишинева, Харькова. В октябре «Три сестры» были сыграны 45 раз на сценах более чем 20 городов. Ноябрь принес 30, декабрь — 24, январь — 23 постановки пьесы.
Всего при жизни Чехова наибольшее количество раз пьеса была показана труппой Московского Художественного театра — 75 раз (60 — в Москве и 15 — на гастролях в Санкт-Петербурге). Далее следуют Киев, где прошло 20 спектаклей (17 — на сцене театра Солонцова и 3 — в Народном доме), Одесса (18 спектаклей), Харьков (12) и Вильно (11), Кишинев (8), Нижний Новгород (8), Херсон (6). По пять представлений было дано в Воронеже, Николаеве, Новочеркасске, Риге, Ростове-на-Дону и Казани; по четыре — в Баку, Владивостоке, Екатеринбурге, Екатеринославе, Витебске, Орле, Самаре, Севастополе, Туле, Тифлисе, Ярославле; по три — в Вятке, Курске, Минске, Саратове, Смоленске и Томске; по два — в Батуми, Белостоке, Бендерах, Бердянске, Бобруйске, Вологде, Екатеринодаре, Елисаветграде, Житомире, Козлове, Костроме, Красноярске, Кременчуге, Нахичевани, Омске, Оренбурге, Пензе, Полтаве, Рыбинске, Симбирске, Симферополе, Славянске, Старой Руссе, Таганроге, Уфе, Черкассах и Чернигове.
Большой географический диапазон постановок «Трех сестер» в довольно короткие временные рамки свидетельствовал о большой популярности драматурга не только в Москве, но и в других городах. Сам же автор считал, что «писана пьеса не для провинции», и ««Три сестры» имеют громадный успех, но только если есть три актрисы, хорошие, молодые, и если актеры умеют носить военное платье» (П. 9, 222). Однако провинциальные актеры, с энтузиазмом бравшиеся за постановку пьесы, зачастую полагали, что для успеха достаточно одного имени популярного автора. Слава настигла драматурга и в курортной Ялте, где он жил в это время. Спектакль, затеянный актером И.А. Добровольцевым, возглавлявшим труппу русских драматических актеров, по словам Чехова, «только ради скандала» (П. 10, 118), состоялся 22 ноября 1901 г. в зале ялтинского общественного собрания. «Труппа не блещет талантами, — писал «Ялтинский листок». — ...Пусть г. Добровольцев вспомнит свой дебют в этой пьесе в Симферополе <...> и удержится от покушения на автора «Трех сестер»». Симферопольская постановка, названная рецензентом «белибердой», «собрала, однако же, благодаря имени г. Чехова, почти полный театр, давший хороший сбор» (П. 10, 390). 24 ноября Антон Павлович писал О.Л. Книппер: «Здесь, в Ялте, шли «Три сестры» — отвратительно! Офицеры были с полицейскими погонами, Маша говорила хриплым голосом. Сбор был полный, но публика ругала пьесу отчаянно» (П. 10, 122).
Кроме Ялты, где было дано одно представление, при жизни Чехова «Три сестры» увидели Александрия, Александровск, Ананьев, Архангельск, Астрахань, Бахмут, Белая Церковь, Белгород, Бердичев, Благовещенск, Богородск, Борисоглебск, Брест-Литовск, Брянск, Бийск, Варшава, Великие Луки, Винница, Владимир, Владикавказ, Вязники, Гомель, Гродно, Двинск, Евпатория, Ейск, Елец, Иваново-Вознесенск, Измаил, Ирбит, Иркутск, Калуга, Каменец-Подольский, Керчь, Ковно, Либава, Липецк, Лубны, Мариуполь, Майкоп, Мелитополь, Могилев, Никольское, Новгород, Новороссийск, Павлоград, Пермь, Псков, Ревель, Ромны, Рязань, Сарапул, Серпухов, Ставрополь, Сувалки, Сумы, Сызрань, Тамбов, Ташкент, Тверь, Тобольск, Тюмень, Умань, Уральск, Феодосия, Харбин, Царицын, Эривань, Юзовка.
Анализ расчетных листов, хранящихся в фондах Дома-музея А.П. Чехова в Ялте, позволяет установить, что за период со дня премьеры, состоявшейся 31 января 1901 г., по июль 1904 г., пьеса была показана 378 раз на сценах 130 городов. Наибольший успех «Трех сестер» пришелся на 1901 г., когда была осуществлена 191 постановка. На следующий год число это снижается до 119, в 1903 г. — до 53 и в первом полугодии 1904 г. — до 15. Что касается последнего, 1904 г., то в целом авторского гонорара от 781 члена Общества и лиц с наследственными правами поступило меньше на 4465 р., чем в предыдущем году, что было вызвано объективными причинами: короткостью сезона и сокращением театральных мероприятий по случаю войны России с Японией2. Надо полагать, что в мемориальном своде дан исчерпывающий перечень мест постановок пьес Чехова. Секретари Общества внимательно следили за сроками присылки расчетных листов, сбором наиболее полной информации с мест от агентов и охраной авторских прав драматургов, нарушение которых влекло за собой уголовную ответственность, предусмотренную законом. Так, в 1904 г. было заведено 14 уголовных дел за «самовольную постановку пьес Членов Общества», а также «за представление пьес Членов Общества под видом пьес не Членов Общества с целью уклонения от платежа авторского гонорара»3. Предусмотрено было также поощрение наиболее добросовестных уполномоченных на местах. В 1904 г. «за безупречное ведение дел Общества в течение десяти лет выданы установленные жетоны агентам: по Самаре, по Петровску Дагестанской области, по Алешкам, по Ялте, по Севастополю, по Орлу, по Владимиру и по Курску. За безупречную службу в течение 25 лет по г. Тифлису и по Каменец-Подольску выданы тамошним агентам золотые часы»4. Таким образом, расчетные листы, хранящиеся в ялтинском Доме-музее А.П. Чехова, и сегодня являются важным источником анализа степени популярности автора и интенсивности сценической жизни его драматических произведений.
Примечания
1. Дом-музей А.П. Чехова в Ялте. Книга поступлений (далее: ДМЧ (Ялта) КП). № 1491/33—40; № 1492/1.
2. Извлечение из доклада Комитета Общества Русских Драматических Писателей и Оперных Композиторов за 1904 г. ДМЧ (Ялта). КП. № 2968. С. 1.
3. Там же. С. 2—6.
4. Там же. С. 8.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |