Очередной выпуск сборника «Чеховиана» (9-й по счету) включает статьи, посвященные одному чеховскому произведению, — пьесе «Три сестры». Основную часть книги составили доклады и сообщения, прочитанные на международной конференции в Доме-музее А.П.Чехова в Ялте, приуроченной к 100-летию написания пьесы (2001). Авторы статей — чеховеды из Москвы, Петербурга, Ялты, Твери, Казани, Новгорода, Киева и других городов. В сборнике также приняли участие европейские и американские литературоведы. Спектр осмысления чеховской драмы широк: от философских идей, заложенных в тексте, — до проблем новаторской драматургической поэтики. Отдельные разделы сборника содержат новые материалы о прототипах и реалиях пьесы, а также ее театральных интерпретациях.
Редакционная коллегия — М.О. Горячева (редактор выпуска), В.Б. Катаев, А.П. Чудаков (ответственный редактор).
Содержание
I. Вопросы поэтики
- И.Е. Гитович. Пьеса прозаика: Феномен текста
- Р.Е. Лапушин. «...Чтобы начать нашу жизнь снова» (Экзистенциальная и поэтическая перспективы в «Трех сестрах»)
- Р.Б. Ахметшин. Метафора движения в пьесе «Три сестры»
- Н.И. Ищук-Фадеева. «Три сестры» — роман или драма?
- М.О. Горячева. «Три сестры» — пьеса монологов
- М. Мадорская. «Три сестры»: Особенности сюжетного стасиса
II. Литературные связи и переклички
- А.Г. Головачева. «Прошедшей ночью во сне я видел трех сестер»
- В.Я. Звиняцковский, А.О. Панич. «У лукоморья дуб зеленый...»
- В.А. Кошелев. «Что значит у лукоморья?» (Пушкинский образ в «Трех сестрах» А.П. Чехова)
- Т.И. Печерская. Сюжетная ситуация военные на постое в пьесе «Три сестры»
- Кн. Брюнхильдсволл. Мотив тоски-ожидания в пьесе А.П. Чехова «Три сестры» и в пьесе Г. Ибсена «Дочь моря»
- В.Б. Катаев. Буревестник Соленый и драматические рифмы в «Трех сестрах»
- О.Г. Лазареску. «Стульевая» экспозиция как форма общности русской и западноевропейской литератур («Пир во время чумы» Пушкина — «Три сестры» Чехова — «Стулья» Ионеско)
- М.Б. Бычкова. Семантика внесценического компонента в пьесах Чехова и Вампилова (Пожар в «Трех сестрах» и в «Старшем сыне»)
- Е.Н. Петухова. «...Счастье — это удел наших далеких потомков»: От «Трех сестер» Чехова к «Трем девушкам в голубом» Петрушевской
III. Мотивы, образы, интертекст
- М.М. Одесская. «Три сестры»: Символико-мифологический подтекст
- Е.И. Стрельцова. Опыт реконструкции внесценической родословной, или «Демонизм» Соленого
- Г.А. Шалюгин. «Угрюмый мост», или Быт и бытие дома Прозоровых
- П.Н. Долженков. Тема служения в пьесах Чехова
- С.Н. Кайдаш-Лакшина. О еловых аллеях и об Антихристе
- Н.Ф. Иванова. Об одном «музыкальном моменте» в пьесе Чехова «Три сестры»
- Л. Яковлев. Предвестие «Трех сестер» (Заметки читателя)
IV. Из истории театральных постановок
- М.М. Сосенкова. География прижизненных постановок пьесы «Три сестры» (По материалам Дома-музея А.П. Чехова в Ялте)
- В.В. Гульченко. «Дальние собеседники». «Три сестры» в театре и кино
- А.П. Кузичева. Репетирует А.В. Эфрос. «Три сестры». 1982 год
- Л.Ф. Попова. Премьера «Трех сестер» в Германии (К проблеме литературной рецепции)
- Г.В. Коваленко. Проповедь Антония Падуанского рыбам: «Три сестры» в Петербурге
V. Время, реалии, прототипы
- Л.Е. Бушканец. «Три сестры» и «чеховщина» в русском обществе начала XX века
- З.Г. Ливицкая. Ялтинские реалии в пьесе «Три сестры»
- А.П. Кузичева. Семейные истоки пьесы «Три сестры»
- Ю.Г. Долгополова. Ауткинское эхо «Трех сестер»
- Е.А. Лебедева. Старинный приятель
- А.В. Ханило. «Три сестры», Ольга Леонардовна Книппер: 100-летие со дня венчания
- И.С. Ганжа. «Три сестры»: Из мемориальных библиотек М.П. Чеховой и О.Л. Книппер-Чеховой
- Е.Г. Никифоров. Ялтинский пожар
VI. К истории чеховедения