Традиционно фундаментальные исследования Чеховского наследия и истории семьи писателя предпринимаются мемориальными музеями и научными центрами столичных городов, а также исследовательскими центрами местностей, где Чехов жил, творил или останавливался. Углич не относится к таким «чеховским» городам. И чеховская тема коснулась нас, поскольку сюда на недолгие два года прибыл брат писателя Михаил на казенную должность податного инспектора.
Михаил Павлович Чехов прибыл в Углич в 1894 году на должность податного инспектора. «Я находился в глухой провинции, далеко от всяких железных дорог...», — так писал брат Антона Чехова, Михаил, о своем пребывании в Угличе в 1894—95 гг. [8]. Михаил Павлович не любил Углич, он тяготился казенной службой и мечтал о переводе из провинциального захолустья, о чем просил посодействовать брата Антона. О пребывании в Угличе Михаила написал впоследствии его сын Сергей Михайлович Чехов в книге «О семье Чеховых» [9]. Все сведения об этом периоде жизни Михаила брали за основу местные исследователи культурной жизни угличской провинции именно из указанного издания. В архивных материалах Угличского филиала государственного архива имеются редкие документы с автографами Михаила, касающиеся его должностных обязанностей.
В фондах Угличского музея в настоящее время сохраняется мемориальный «чеховский предмет». Фонды музея любого старого русского города — это средоточие исторической памяти территории: семей и людей, которые когда-то жили здесь, исторических и политических событий и незаметных городских историй. Времена и эпохи проходили через провинциальный Углич, оставляли в музее явные и неявные следы в виде бытовых вещей, газет, книг, картин и образцов продукции промышленных предприятий города. Так сложилось, что имя «историко-художественный» обязывает ко многому. То есть, такой музей хранит не только уникальные произведения древнерусской живописи, гравюры Пиранези, Гиллиса Ван Тильборха, Маковского, Айвазовского, Боткина, фарфор, скульптуру, но и вещи, которые хранят память об ученых, писателях, актерах, героях многих войн, царствующих особах из династии Романовых, губернаторах. Музей не можем похвастаться большим числом мемориальных предметов, но и те, что имеются, вдохновляют неспокойных музейщиков на поиски и открытия. Так деревянный сундучок-теремок, подарок Михаила Чехова навсегда прописался в экспозиции Угличского музея.
В свой первый приезд в Углич в 1893 году Михаил, осматривая достопримечательности города, зашел в Музей Древностей, где была развернута первая экспозиция. Михаил Павлович тоже решил принести что-нибудь в дар музею. Вернувшись в Мелихово, он уговорил Марию Павловну послать в Углич бабушкин окованный железом дубовый сундучок XVII века. Сергей Михайлович Чехов в своей книге пишет следующее: «Летом 1965 года была обнаружена в музейной инвентарной книге следующая запись: «Теремок-сундук 17 столетия, дубовый, квадратной формы, обит железными полосами и украшениями резными. Дар Марии Павловны Чеховой. 1893, октябрь 15 дня» [9, с. 33, 34].
В Угличе Михаил завел знакомства с образованными горожанами из среды местного купечества. В числе новых знакомых Михаила Павловича были отец и сын Евреиновы, Леонид Федорович Соловьев, который в то время работал над книгой об истории Углича.
Михаил Павлович «столичный человек», молодые годы проведший в среде актеров и компетентный в вопросах театрального искусства, с радостью принял предложение угличан возглавить драматический кружок. Чехов тяготился пребыванием на казенной должности, и поэтому, все свободное время и силы отдавал любительскому театру. Он взял на себя режиссерские обязанности, а кроме того играл в пьесах характерные роли, был художником-декоратором, костюмером, гримером, бутафором и даже дамским парикмахером. В эти годы работа кружка оживилась. Любители ставили пьесы Островского, Тургенева, Чехова. Кружок стал центром притяжения всех культурных людей города.
В 1894—1895 гг. драматический кружок, возглавляемый М.П. Чеховым, представил на суд местной публики несколько спектаклей. Это были водевили «Ворона в павлиньих перьях» М. Куликова (Крестовского) и «Женское любопытство» Л. Яковлева, впервые на угличской сцене была показана комедия А.Н. Островского «Бедность не порок», а также пьесы И.С. Тургенева «Нахлебник» и водевиль М.П. Чехова «За двадцать минут до звонка» [9].
История угличского любительского театра отразила тенденции, которые были характерны вообще для театрального искусства периода кон. XIX — нач. XX вв. В Угличе шли пьесы современников и классиков, репертуар дублировал репертуар столичных профессиональных театров, на сцене блистали местные «звезды», были свои театральные критики, сложился круг завсегдатаев спектаклей. Пребывание в Угличе Михаила Павловича Чехова было плодотворным для любительского театра. Местные «артисты» получили уроки профессиональных постановок. Короткое пребывание Михаила Чехова оживило театральную жизнь Углича, дало хороший толчок к дальнейшему развитию театра, переросшего в начале века в Общество любителей музыкального и драматического искусств.
В Угличе Михаил Чехов встретил свою будущую жену. Ольга Германовна Владыкина служила воспитательницей детей Аркадия Густавовича Дальберга, директора располагавшейся на левом берегу Волги писчебумажной фабрики. Отсюда он увез ее в Мелихово к родным в качестве невесты. Впоследствии, Ольга Германовна и их дети помогали Михаилу Чехову в издании детского журнала «Золотое детство». Они вместе сочиняли рассказы и стихи, придумывали ребусы, делали иллюстрации.
Обратимся вновь к фондам Угличского музея. В феврале 2005 года угличанин Леонард Фрицевич Ленгвенс подарил Угличскому государственному историко-архитектурному и художественному музею годовую подписку журнала «Золотое Детство» за 1914—1915 гг. [6]. По легенде журналы приобретал его дед Фриц Иванович, латыш, бригадир такелажников из Каширы для своего сына Фрица Фрицевича в 1914 году. В 1935 году семья Ленгвенс перебралась в Углич. Так журналы оказались в Угличе и хранились в семье до начала 21 века.
Для провинциального музея этот дар интересен тем, что это полная подписка за один год — 24 номера детского журнала начала XX века. Многие детские периодические издания, к сожалению, были утрачены из-за возрастной категории читателей, качества материала (тонкости и рыхлости бумаги). Повести, стихи, рассказы, опубликованные в журнале, никогда не были переизданы и так и остались только на страницах периодики прошлого века. Ценен для нас этот дар еще и тем, что редактором-издателем журнала являлся Михаил Павлович Чехов.
В 1907—1917 гг. Михаил Павлович Чехов, семьянин, отец двух детей — старшей Евгении и младшего Сергея, был издателем и редактором журнала «Золотое Детство». Журнал выходил два раза в месяц, распространялся по подписке (через редакцию) с 1 ноября; предназначался для детей 7—12 лет. Из рекламы журнала: «Кроме художественно исполненных иллюстраций, дети в «Золотом Детстве» найдут: повести, рассказы, сказки, стихотворения, путешествия, биографии, статьи по естественной истории из жизни животных, птиц, насекомых и растений, загадки, ребусы, шарады...». Также, подписчики за год получат: «24 номера журнала в красивых обложках, отпечатанные на лучшей бумаге со множеством художественно исполненных рисунков; 12 картин для украшения детской; 12 игр для детей; 12 приложений для склеивания (домики, автоматы, мебель, экипажи, и проч.)». Редактор-издатель стремился, прежде всего, преподать жизненные уроки, пробудить в читателях интерес к чтению, познанию окружающего мира.
У Татьяны Львовны Щепкиной-Куперник есть стихотворный экспромт:
«Наш драгоценный Миша Чехов!
Чего вам пожелать в стихах?
Здоровья, радости, успехов,
Все остальное в жизни — прах.
Люблю вас, Миша с малолетства;
Пусть будет счастье Вам дано!
Пусть Ваше «Золотое детство»
Вам будет золотое дно».
Современники удивлялись огромной работоспособности и изобретательности Михаила Павловича, умевшего издавать журнал с самыми минимальными средствами. Михаил Павлович выступал в нём как единственный автор. Чехов поместил в журнале несколько сотен своих повестей, рассказов и стихотворений, басен, шуток, подписывая их различными псевдонимами — С. Вершинин, К. Треплев, М. Б-ский, М.Ч., Ирис, Кузнечик. Евгения Михайловна Чехова вспоминала: «Детский журнал издавал отец, а мы с братом придумывали шарады и ребусы». Татьяна Львовна Щепкина-Куперник, вспоминая о М. Чехове, писала: «...жена делала «приложения» в виде выкроек для кукол и т. д.». Издание было семейным, недорогим. В 1914 году цена годовой подписки журнала с доставкой стоила 3 рубля 80 копеек, полугодовая — 2 рубля. Тираж за прошлый год распродавался в следующем. Существовали также «Особые приложения» — книги с иллюстрациями, одобренные Ученым Комитетом Министерства Народного Просвещения, стоили они 40 копеек, с пересылкой наложенным платежом — 60 копеек.
Добрый и отзывчивый, обладающий неукротимой энергией и чувством юмора, хорошо знающий особенности юного читателя, Михаил Павлович сделал великолепное иллюстрированное издание с занимательными гравюрами и рисунками. Михаил Павлович выступал и в качестве переводчика. Почти в каждом журнале присутствуют переводы из английских и французских изданий. Так под маркой «Золотого детства» в 1913 году в составе сборника «Английские сказки» вышел анонимный перевод «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла. С большой долей уверенности можно сказать, что переводчиком был сам Михаил Чехов.
Последние номера журнала выпущены в 1917 году, и, видимо, прекращено издание было из-за трудностей, вызванных войной, повышением цен на материалы и типографские работы.
Издание журнала «Золотое Детство» не стало для семьи Чеховых «золотым дном» в финансовом плане, это отмечали современники. Некоторые исследователи периодики начала XX века отмечали, что журнал «Золотое Детство» является одним из лучших детских журналов в России [1].
Тема Чеховых в угличском культурном пространстве начала активно разрабатываться еще в XX веке. Появились публикации в местных и региональных изданиях. Авторы отмечали факт пребывания в городе брата Антона Чехова в контексте изучения культурной жизни провинции в целом и театральной в частности. История угличского театра всегда была благодатной темой. К ней обращались не раз в связи с разработкой концепций выставочных проектов музея, краеведческих заседаний, проходивших в красной гостиной музея [7]. Театральная тема отражена в публикациях краеведческого альманаха «Углече Поле» [2, 3]. Авторы публикаций: научные сотрудники музея, местные краеведы, разрабатывая театральную угличскую тему, обращались в первую очередь к книге Сергея Чехова «О семье Чеховых».
Мы остановимся на отдельных событиях в культурной жизни города, которые напрямую или косвенно касались Чеховской темы. К 150-летию Антона Павловича Чехова Туристский Информационный центр «Углич» представил проект «Чеховская неделя в Угличе», который был реализован с 10 по 18 апреля 2010 года и стал основой нового туристского маршрута, погружающего участников в атмосферу Углича XIX века. В рамках «Чеховской недели» угличанам и гостям города была предложена серия мероприятий, каждое из которых можно было посетить по отдельности или заказать через Туристский Информационный центр как комплексную программу. Чеховская неделя включала следующие мероприятия: экскурсия «Углич глазами Чехова» — рассказ об Угличе конца XIX века, где ожили реальные персонажи из рядов угличского купечества, с которыми Михаилу Чехову пришлось общаться, и о ком он в красках рассказывал знаменитому брату в своих письмах. Гостей пригласили на мастер-класс по ручному изготовлению бумаги, который состоялся в бывшем особняке владельца писчебумажной фабрики купца Переславцева. Бумага обладает самой лучшей памятью, она помнит все, что на ней написали, именно благодаря бумаге до нас дошли произведения Чехова и его переписка с братом. Именно благодаря письмам, угличане стали героями чеховских рассказов. Во время мастер-класса посетители узнали историю бумажного производства в Угличе, сами изготовили несколько бумажных листов и пером написали настоящее письмо. Миниспектакль «Домашнего театра» состоялся в Красной гостиной Угличского Кремля. Во время спектакля гости увидели сценки из жизни угличан XIX века и отрывки из чеховских рассказов. Прием в стиле XIX века проходил в особняке, принадлежавшем купцу Евреинову, угличскому знакомцу Михаила Чехова. Именно в доме Евреинова на Успенской площади Углича проходили спектакли театрального общества, тут было показано первое кино в Угличе. Прием представлял собой костюмированный бал с элементами ролевой игры, салонными играми для дам и кавалеров, танцами той эпохи, угощениями.
В Угличском музее были реализованы два выставочных проекта по теме театральной жизни города. В 2012 году была открыта выставка «Любите ли вы театр?» и в 2019 году состоялась выставка «Среди кулис среди теней...». Обе выставки рассказывали о развитии театрального искусства в Угличе в XIX—XX веке [7].
24 и 25 октября 2018 года в библиотеке имени А.П. Чехова — филиале № 12 Централизованной библиотечной системы города Ярославля состоялась научно-практическая конференция «Вся Россия — наш сад!». Конференция была приурочена к 100-летию присвоения библиотеке имени А.П. Чехова. В рамках конференции её участники посетили места, связанные с пребыванием Чехова в Ярославле и Угличе.
В конференции приняли участие представитель рода Чеховых по линии Михаила Павловича Чехова — Евгения Филипповна Чехова, потомки основателя библиотеки имени А.П. Чехова в Ярославле, почетного гражданина Ярославля Н.К. Андронова, Вячеслав Вячеславович, Олег Вячеславович и Семен Олегович Киркины. С докладами выступили член Чеховской комиссии Совета по истории мировой культуры Российской академии наук, сообщества музеев и библиотек, ведущие чеховеды Москвы и Ярославля, краеведы, представители науки, образования, музеев и библиотек.
В Угличе встреча состоялась в красной гостиной музея. Чеховеды представили свои доклады, а угличане познакомили гостей с «чеховскими местами» города, материалами о пребывании в городе Михаила Чехова, его издательской деятельности, представили экспресс-выставку.
В 2019 году в Угличском музее впервые прошел детский фестиваль «Золотое детство» [7], который призван возродить традиции семейных городских праздников. Название «Золотое детство» отсылает к детскому изданию, которое выпускал Михаил Чехов.
В 2019 году фестиваль «Золотое детство» стал одним из ярких событий осени в нашем городе. Праздник детства собрал в залах музея и в кремлевском парке детей, родителей, бабушек и дедушек, педагогов и воспитателей из Углича, ближних и дальних городов. Фестиваль прошел при поддержке Департамента культуры Ярославской области, администрации Угличского муниципального района, благотворителей города. Одним из партнеров выступила Московская государственная специализированная школа акварели Сергея Андрияки (г. Москва), которая привезла в Углич работы учащихся, посвященных теме «Золотое детство».
Проект «Золотое детство», возрождающий дореволюционную традицию проведения ежегодных детских семейных праздников в Угличском кремле, предназначен для создания условий семейного общения, создания позитивного опыта его проживания в атмосфере праздника, развлечения, яркого запоминающегося события.
До революции каждый год в центре города собирались тысячи семей с детьми, для них устраивались гуляния, игры, развлечения. Эти праздники не только организовывали досуг горожан, они были тем действом, которое объединяло людей. Фестиваль «Золотое детство» призван возродить эту традицию, сохранить историческую память угличан.
Гости фестиваля увидели концертные номера творческих коллективов города, поучаствовали в мастер-классах. Более 60 детей из Углича и других городов страны приняли участие в конкурсе детского рисунка. Для родителей, педагогов школ, воспитателей детских садов прошла деловая программа: семинары по вопросам воспитания. Деловая программа призвана способствовать повышению профессиональных компетенций педагогов и знакомит родителей с эффективными стратегиями взаимодействия с детьми, позволяющими создать доверительные отношения в семье. На приглашение поучаствовать в программе фестиваля откликнулась директор Института демографической безопасности, писатель, публицист, драматург, детский психолог, член Союза писателей России, общественный деятель, член правления Российского детского фонда, член Центрального совета движения «Народный собор», член Центрального совета Всероссийского родительского движения «Родительское собрание» Ирина Яковлевна Медведева.
Еще один участник фестиваля — детский семейный образовательный телеканал «Радость моя», не только принял участие в деловой программе, но и предоставил возможность детям посмотреть мультфильмы, а родителям — приобрести видеопродукцию и детские книжки.
На фестивальной ярмарке можно было приобрести сувенирную продукцию с логотипом фестиваля, игрушки, подарки, изделия народных мастеров. Ремесленники из Ярославской области на фестивале поделились премудростями мастерства с детьми. Большую помощь в проведении фестиваля оказали студенты-волонтеры.
Сложная эпидемиологическая обстановка, сложившаяся в 2020 году, внесла серьезные коррективы в планы учреждений культуры и, в том числе, Угличского музея. 12 сентября 2020 года фестиваль «Золотое детство» открылся в формате онлайн на сайте музея, а также на официальных страницах в социальных сетях ВКонтакте, Facebook и на канале YouTube. Гости могли посетить сайт и узнать историю и традиции проведения фестиваля, познакомится с «музейной семьей». Посетив виртуальные выставки «Счастье Женских Рук», «Шуня рисует, а папа кует» узнали, как дети вдохновляют родителей на творческие свершения, а также рассмотрели детские портреты из коллекции музея. Деловая программа на этот раз познакомила родителей, педагогов и всех заинтересованных с ролью традиций в процессе воспитания детей, рассказала о новинках современных медиаресурсов, раскрыла секрет, все ли сказки одинаково хороши и полезны. И рассказывали об этом профессионалы своего дела — педагоги, психологи, кандидаты наук, продюсеры и режиссеры. Гости могли увидеть видео выступления известного ансамбля «Ковчег», познакомиться с автором детских песен и мюзиклов Сергеем Светловым. Была возможность посмотреть на угличан, и попытаться узнать знакомых на детских фото с игрушками. На странице фестиваля можно было познакомиться с самой первой семейной традицией, посетив виртуальный мастер-класс по изготовлению традиционной куклы, а подробная инструкция позволила и детям, и взрослым самостоятельно сделать подарок для своей семьи [7].
В заключении хотелось бы обобщить все вышесказанное. В настоящем сообщении мы предприняли попытку показать опыт малого города в сохранении памяти семьи Чеховых. Мы допускаем и приветствуем возможность трансляции угличского опыта другими городами и с радостью воспримем опыт наших коллег. Возможно, Углич так никогда и не станет местом на «Чеховской карте России», но память о семье великого писателя всегда будет сохраняться угличанами.
Список использованных источников
1. Александравичюс О.В. Журнал М.П. Чехова «Золотое Детство» из собрания Угличского музея. Релевантность реставрации // Материалы научной конференции «Музей в культурном пространстве исторического города 21—22 ноября 2013 г.». — Углич, 2017. — С. 10—17.
2. Городецкая О.А. Очаг культуры Углича в доме на Успенской // Альманах «Углече Поле». — 2014. — № 22. — С. 72—77.
3. Ерохина Т.В. На фоне старомодных декораций // Альманах «Углече Поле». — 2016. — № 28. — С. 144—153.
4. Полякова О.Б. М.П. Чехов и Угличский театр // Материалы научно-практической конференции 25—26 апреля 2013 года «А.П. Чехов в культурном пространстве 21 столетия». — МУК ЦБС г. Ярославля. — Ярославль: Титул, 2013. — С. 120—129.
5. УГИАХМ, Фонд «Дерево, кость». — УГ/КП-6489; ДК-194.
6. УГИАХМ, Фонд «Редкая книга». — НВ 4116—4139.
7. Фестиваль «Золотое детство» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://uglmus.ru/
8. Чехов М.П. Вокруг Чехова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://my-chekhov.ru/memuars/chekhov7. shtml
9. Чехов С.М. О семье Чеховых. — Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1970. — 224 с.
Примечания
Полякова Ольга Борисовна — ученый секретарь ГАУК ЯО «Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей»; Российская Федерация, г. Углич.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |