Поскольку, как уже было сказано во введении, неприятие классики — это наиболее явная черта «новой драмы», мы начнем с анализа тех произведений современной драматургии, в которых отчетливо чувствуется «протестный характер». Как чеховские тексты, так и сама фигура А.П. Чехова в этих сочинениях подвергаются разным формам отрицания: окарикатуриваются, снижаются, пародируются, высмеиваются. Нашей задачей будет в данном случае без гнева и пристрастия разобраться в причинах неприятия чеховского творчества и самого писателя и попытаться понять, насколько обоснованны все те претензии, которые выдвигают драматурги к Чехову, и насколько новаторскими оказываются приемы тех из них, кто претендует «заместить» собою классику.
Необходима еще одна оговорка: «разрушительные» или иронические тенденции по отношению к классике вообще и Чехову в частности присутствуют почти во всех произведениях современной драматургии, в том числе и в тех, которые мы будем рассматривать в других главах. Пьесы, которые мы отобрали для этой главы, представляются нам наиболее характерными и показательными. При этом многие «новодрамщики» не всегда последовательны в своих пристрастиях и антипатиях, и потому некоторые из них могут в разных пьесах выражать разное отношение и к классике, и к Чехову1: многое зависит от жанра и тематики самой пьесы.
У всякой историко-литературной линии есть исток, и «нигилистическая» линия не составляет исключения. Одним из отцов-основателей «новой драмы» в критике назывался писатель, еще 10 лет назад известный только специалистам, а ныне ставший признанным «классиком» отечественного постмодернизма — Владимир Сорокин2.
Примечания
1. Это касается, например Вадима Леванова и Олега Богаева.
2. См.: Липовецкий Марк. Театр насилия в обществе спектакля: Философские фарсы в Владимира и Олега Пресняковых // Новое литературное обозрение. 2005. № 6. С. 249.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |