Вернуться к Т.Б. Зайцева. Художественная антропология А.П. Чехова: экзистенциальный аспект (Чехов и Киркегор)

Глава 4. Пространственно-временные измерения человека в художественном мире А.П. Чехова

Большую роль в определении структурной схемы последней главы диссертационного исследования сыграло принятое нами за основу экзистенциальное определение человека, данное философом-антропологом XX века Антонио Серверой Эспинозой: «человек есть существо, которое занимает особое место среди животных, как индивид становится личностью в силу своей свободы и коммуникабельности и через свои пространственно-временные измерения проецирует себя в мир как образ Бога»1.

Философ рассматривает человека в его основных экзистенциальных характеристиках, выделяя «экзистенциальные составляющие личности»: 1) «существование с кем-то» (отношение «я» и «ты» как основа человеческой экзистенции), 2) «существование в чем-то», конкретизируемое как «существование в пространстве» («жилища» человека — тело, дом и свободное пространство, а также одушевленное «где», воплощающее человеческое существование — общество), 3) «существование во времени» (личность как временное и историческое существо), 4) «проецирование в мир»2.

В своем определении Эспиноза стремится преодолеть фрагментарность философско-антропологических знаний о человеке, приближаясь к представлению о целостности человека. «Экзистенциальные составляющие личности», которые выделяет философ, стали для нас своеобразными ориентирами в построении разделов четвертой главы.

Основное внимание в четвертой главе мы уделим анализу того, как изображаются в творчестве Чехова пространственно-временные измерения человека и проявляется проецирование человеком самого себя в мир как подобие Бога.

Примечания

1. Эспиноза Сервера А. Кто есть человек? Философская антропология. С. 101.

2. Там же. С. 99.