Рассмотрев историю изучения вопроса «Русская литература XIX века и Киркегор», мы выявили основные подходы к исследованию данной темы:
1) обнаружение похожих биографических моментов, повлиявших на мировоззрение писателей и их творчество; 2) рассмотрение особенностей идейного пафоса и художественно-философского мировосприятия русского автора, сближающих его с экзистенциальными размышлениями, поисками и открытиями Киркегора; 3) выявление сходства в самом творческом методе «разыскания истины»; 4) анализ типологической близости художественных образов (прежде всего персонажей).
Опираясь на труды филологов, философов, культурологов, мы пришли к выводу об обоснованности, актуальности и перспективности дальнейшего изучения вопроса, которое идет по следующим направлениям:
В первой главе, которая во многом носит обзорный и предваряющий характер, мы сочли необходимым, опираясь на труды самого Киркегора и критическую литературу о философе, изложить основные идеи учения датского мыслителя об основных стадиях жизненного пути человека, представить основные категории экзистенциальной антропологии Киркегора потому, что киркегоровская философия о человеческой экзистенции и стадиях существования становится для нас не только одним из объектов анализа, но и своеобразной методологией изучения литературной антропологии, не противоречащей собственно литературоведческим методам.
Философия Сёрена Киркегора, безусловно, значима не только в качестве мировоззренческого ориентира (формы сознания, целокупности философских знаний о мире и человеке), но и в качестве выработанного Киркегором уникального метода, инструментария для исследования человека и, в частности, художественной антропологии, явленной в творчестве Чехова. Киркегоровская экзистенциальная антропология позволяет истолковать ориентиры, уже выраженные или намеченные иррациональным, т. е. художественным образом, объяснить принципы существования и основы художественного мира того или иного писателя.
Наиболее продуктивными при изучения вопроса «Русская литература и Киркегор» оказываются собственно литературоведческие — компаративистские методы (сравнительно-исторический, сопоставительно-типологический и индивидуализирующий), биографический метод, а также аксиологический.
Пристального внимания заслуживает проблема литературных связей Чехова и Киркегора. История литературно-критических и научных обращений к данной теме показывает, что изучение «диалога» между Чеховым и Киркегором или анализ творчества Чехова через призму философии Киркегора многим представляется весьма плодотворным. В этом исследовательском русле, на наш взгляд, наметились следующие основные вопросы, требующие серьезной разработки: исследование художественной антропологии Чехова с помощью философской концепции Киркегора о эстетическом, этическом и религиозном модусе человеческого существования, анализ важнейших экзистенциальных категорий в творчестве Чехова (повторение, отчаяние, страх), изучение своеобразия чеховской иронии в сопоставлении с постромантической иронией Киркегора, рассмотрение особенностей повествования Чехова как ситуативного, т. е. по сути своей экзистенциального, анализ метода «непрямой коммуникации» или косвенного метода, присущего Киркегору и Чехову.
Особого внимания требуют литературно-генетические связи Чехова и Киркегора, обнаружение интертекстуальных перекличек между произведениями Чехова и первыми публикациями Киркегора в России.
Наш анализ творчества Чехова, безусловно, не претендует на решение всех перечисленных проблем, подчиняясь собственной исследовательской интуиции и выбранной научной логике и методологии.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |