Вернуться к В.П. Ходус. Метапоэтика драматического текста А.П. Чехова

3.4. Театр и его обустройство (хозяйство)

Участники дискурса — автор и герои произведений А.П. Чехова («Лебединая песня», «Контора объявлений Антоши Ч.», «Ненужная победа», «Месть», «Критик»), а также А.П. Чехов, А.С. Суворин, Ф.О. Шехтель, А.Б. Тараховский и др.

Жанры: рассказы, эпистолярий.

ТЕАТР И ЕГО ОБУСТРОЙСТВО (хозяйство)

+

«В театре m-me Бланшар представления даются только для того, чтобы за рестораном сохранить название театра»

«в этом бедняжке-театре более чем холодно»

«глядеть стыдно»

«театр нужен и нужен»

«театры же учреждения наполовину коммерческие; дайте срок, и они сами начнут расти, как грибы, и на каждой улице будет по театру, именно по такому театру, какой этой улице нужен. Как в Неаполе, например»

Мнение А.П. Чехова

Мнение героев, А.П. Чехова

Фрагменты дискурса

«Была теплая апрельская ночь... Двенадцать часов давно уже пробило, а в летнем помещении театра m-me Бланшар представление еще не кончилось. На сцене m-lle Тюрьи, профессор черной магии, показывала фокусы. Она из женской ботинки выпустила стаю голубей и вытащила, при громе аплодисментов, большое женское платье... Из-под платья, когда оно было опущено на землю и приподнято, вышел маленький мальчик в костюме Мефистофеля. Фокусы были все старые, но их можно было смотреть «между прочим». В театре m-me Бланшар представления даются только для того, чтобы за рестораном сохранить название театра. Публика более ест и пьет, чем смотрит на сцену. За колоннами и в ложах стоят столики. Публика первого ряда сидит задом к сцене, потому что она лорнирует кокоток, которые занимают весь второй ряд. Вся публика скорее снует, чем сидит на месте...» («Ненужная победа»).

«Но, однако, в этом бедняжке-театре более чем холодно. В собачьей конуре не холодней. Старый кассир умно делает, что сидит в шубе и валяных калошах. На окне — лед, а по полу гуляет ветер, которому позавидовал бы даже Северный полюс. Дверь плохо притворяется, и края ее белы от инея. Черт знает что! И сердиться даже холодно» («Месть»).

«— Нагляделся я на ваши театры. Хороши, нечего сказать, — ворчит благородный отец, сардонически улыбаясь. — Мерси, не ожидал. А еще тоже столица, центр искусства! Глядеть стыдно» («Критик»).

«Во-вторых, следует бояться тесноты, толкотни, надо бояться шума, который нужен в театре и так мешает в библиотеке» (А.Б. Тараховскому, 22—26 ноября 1899 г.).

«В Панаевском театре, конечно, нельзя оставаться, но театр нужен и нужен, и если Вы не построите его, то его построят другие, и Вы потом всю жизнь будете сердиться на себя и бранить в газете этот новый театр. В постройке театра нет никакого риска» (А.С. Суворину, 17 января 1897 г.).

«Ведь при росте теперешней культурной жизни никто не может поручиться, что для библиотеки не понадобится через 25—40 лет пятиэтажное здание! Театры же учреждения наполовину коммерческие; дайте срок, и они сами начнут расти, как грибы, и на каждой улице будет по театру, именно по такому театру, какой этой улице нужен. Как в Неаполе, например» (А.Б. Тараховскому, 22—26 ноября 1899 г.).

Ключевые слова и словосочетания: ресторан, бедняжка, стыдно, нужен театр, учреждения коммерческие; театр, как в Неаполе.

Ресторан — «Торговое заведение, где можно получить кушанья и напитки» [ТСУ].

Бедняга — «Разг. Несчастный, вызывающий сожаление и сочувствие человек».

Стыдно — «О чувстве стыда, испытываемом кем-л.».

Нужный — «Такой, без которого трудно, невозможно обойтись; необходимый».

Коммерческий — от коммерция — «Торговля, торговые операции».

А.П. Чехов настаивает на том, чтобы вырвать театр из объятий бакалейных учреждений. Он за жизнь в театре («шум») и за театр в реальной жизни. Одно из условий того, чтобы он существовал, — укоренить его экономически в реальности, поднять не меньше чем до уровня европейских театров.