Это продолжение темы театра как ритуала.
Участники дискурса — автор и герои произведений А.П. Чехова, а также А.П. Чехов и его корреспонденты: И.Л. Леонтьев, О.И. Черепова-Орловская.
Жанры — драматургия, рассказы, письма.
Значения складываются на противопоставлении мнений о театре, ограничивающихся противоположными по отношению к данному явлению.
− |
ТЕАТР В ЖИЗНИ ОБЫВАТЕЛЯ |
+ |
«В театрах этих что хорошего?» |
«Чтоб я была сегодня в театре!» «Театр тоже, небось, любишь» «она была в театре первый раз в жизни!» «чтоб я в театр без шляпы пошла!» «Из театра никуда не тянуло» | |
Мнение героев |
Мнение героев, А.П. Чехова |
Фрагменты дискурса
«Если ты не пришлешь мне сегодня билета на Сару Бернар, то не приходи домой. Для тебя, значит, твои сотрудники лучше, чем жена. Чтоб я была сегодня в театре!» («И то, и се»).
«— Не рассуждай... Каждую неделю буду присылать тебе дюжину шампанского. Жри, но не трать ты денег, не конфузь ты нас! Не приказываю, а умоляю! Театр тоже, небось, любишь» («Единственное средство»).
«Ее тоненькие ручки и ножки дрожали, глазки были полны слез, лицо становилось все бледней и бледней. И не мудрено: она была в театре первый раз в жизни!» («Трагик»).
«Штабс-капитанши Пыжиковой. Ка-ак?! Не носить в театре шляпок? Так зачем же я в таком случае себе новую шляпку заказала? Где я в ней ходить буду? Да будь я неладна, чтоб я в театр без шляпы пошла! Что мне там без шляпки делать? Нешто нынешний мужчина любит простоволосых? На мужчин-то мне плевать, я замужем, но все-таки...» («Мнения по поводу шляпной катастрофы»).
«От Палкина Шмакович потащил меня в театр. Билеты купил я. Что еще? После театра твой подлец предложил мне проехаться за город, но я отказался, так как у меня деньги почти на исходе» («Без места»).
«— Нам с Васечкой некогда по театрам ходить, — отвечала она степенно. — Мы люди труда, нам не до пустяков. В театрах этих что хорошего?» («Душечка»).
««Гамлет» на Пушкинской сцене был встречен с удовольствием. И публика была многочисленна, и господа артисты повеселели. Никто не зевал и тоски не чувствовал, несмотря на все нижеписанные промахи. Из театра никуда не тянуло. Сиделось охотно» (««Гамлет» на Пушкинской сцене»).
Ключевые слова: что хорошего (в театре); не тянуло (из театра).
«Что хорошего» — отрицательное значение — театр плохой.
Плохой — «1. Обладающий отрицательными качествами или свойствами; не отвечающий полностью своему назначению. || Не имевший необходимого опыта, знаний; неискусный, неумелый. || Недостаточный в каком-л. отношении, неудовлетворительный, слабый».
Не тянуло — не хотелось уходить, значит, было хорошо.
Здесь продолжается тенденция углубления двух позиций отношения к театру, выраженных в значениях: театр — часть образа жизни, ритуал и отсутствие интереса к театру. Интересно, что мнения о театре могут меняться диаметрально в связи с характером героя, событиями его жизни, как в рассказе «Душечка», когда героиня принимает в качестве своего мировоззрение и образ жизни каждого последующего мужа.
Дискурс обогащается подробностями: «быть в театре первый раз в жизни», «в театре уж началось», «носить в театр шляпки» и т. д. Первое посещение театра для театрала — памятное событие, начало спектакля — также событие в его театральной жизни, одежда — часть ритуала.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |