Вернуться к В.П. Ходус. Метапоэтика драматического текста А.П. Чехова

3.8. Театр в жизни обывателя: наслаждение, развлечение

Это продолжение темы театра как ритуала.

Участники дискурса — автор и герои произведений А.П. Чехова, а также А.П. Чехов и его корреспонденты: И.Л. Леонтьев, О.И. Черепова-Орловская.

Жанры — драматургия, рассказы, письма.

Значения складываются на противопоставлении мнений о театре, ограничивающихся противоположными по отношению к данному явлению.

ТЕАТР В ЖИЗНИ ОБЫВАТЕЛЯ

+

«В театрах этих что хорошего?»

«Чтоб я была сегодня в театре!»

«Театр тоже, небось, любишь»

«она была в театре первый раз в жизни!»

«чтоб я в театр без шляпы пошла!»

«Из театра никуда не тянуло»

Мнение героев

Мнение героев, А.П. Чехова

Фрагменты дискурса

«Если ты не пришлешь мне сегодня билета на Сару Бернар, то не приходи домой. Для тебя, значит, твои сотрудники лучше, чем жена. Чтоб я была сегодня в театре!» («И то, и се»).

«— Не рассуждай... Каждую неделю буду присылать тебе дюжину шампанского. Жри, но не трать ты денег, не конфузь ты нас! Не приказываю, а умоляю! Театр тоже, небось, любишь» («Единственное средство»).

«Ее тоненькие ручки и ножки дрожали, глазки были полны слез, лицо становилось все бледней и бледней. И не мудрено: она была в театре первый раз в жизни!» («Трагик»).

«Штабс-капитанши Пыжиковой. Ка-ак?! Не носить в театре шляпок? Так зачем же я в таком случае себе новую шляпку заказала? Где я в ней ходить буду? Да будь я неладна, чтоб я в театр без шляпы пошла! Что мне там без шляпки делать? Нешто нынешний мужчина любит простоволосых? На мужчин-то мне плевать, я замужем, но все-таки...» («Мнения по поводу шляпной катастрофы»).

«От Палкина Шмакович потащил меня в театр. Билеты купил я. Что еще? После театра твой подлец предложил мне проехаться за город, но я отказался, так как у меня деньги почти на исходе» («Без места»).

«— Нам с Васечкой некогда по театрам ходить, — отвечала она степенно. — Мы люди труда, нам не до пустяков. В театрах этих что хорошего?» («Душечка»).

««Гамлет» на Пушкинской сцене был встречен с удовольствием. И публика была многочисленна, и господа артисты повеселели. Никто не зевал и тоски не чувствовал, несмотря на все нижеписанные промахи. Из театра никуда не тянуло. Сиделось охотно» (««Гамлет» на Пушкинской сцене»).

Ключевые слова: что хорошего (в театре); не тянуло (из театра).

«Что хорошего» — отрицательное значение — театр плохой.

Плохой — «1. Обладающий отрицательными качествами или свойствами; не отвечающий полностью своему назначению. || Не имевший необходимого опыта, знаний; неискусный, неумелый. || Недостаточный в каком-л. отношении, неудовлетворительный, слабый».

Не тянуло — не хотелось уходить, значит, было хорошо.

Здесь продолжается тенденция углубления двух позиций отношения к театру, выраженных в значениях: театр — часть образа жизни, ритуал и отсутствие интереса к театру. Интересно, что мнения о театре могут меняться диаметрально в связи с характером героя, событиями его жизни, как в рассказе «Душечка», когда героиня принимает в качестве своего мировоззрение и образ жизни каждого последующего мужа.

Дискурс обогащается подробностями: «быть в театре первый раз в жизни», «в театре уж началось», «носить в театр шляпки» и т. д. Первое посещение театра для театрала — памятное событие, начало спектакля — также событие в его театральной жизни, одежда — часть ритуала.