Вернуться к В.П. Ходус. Метапоэтика драматического текста А.П. Чехова

3.9. Театр в реальном пространстве

Участники дискурса: А.П. Чехов, А.С. Суворин, В.Ф. Комиссаржевская, Н.И. Коробов, П.Ф. Иорданов, О.Л. Книппер-Чехова, В.И. Немирович-Данченко и др.

Основной жанр — эпистолярий.

В метапоэтике А.П. Чехова театр рассматривается в пространстве европейских стран («заграничные театры»). Для А.П. Чехова важно противопоставление театрального дела в Европе (Германия, Швеция, Испания) и в России. «Я лично совсем бросаю театр, никогда больше для театра писать не буду. Для театра можно писать в Германии, в Швеции, даже в Испании, но не в России, где театральных авторов не уважают, лягают их копытами и не прощают им успеха и неуспеха. Тебя бранят теперь первый раз в жизни, оттого ты так и чувствительна, со временем же обойдется, привыкнешь. Но, воображаю, как дивно, как чудесно чувствует себя Санин! Вероятно, все рецензии таскает в карманах, высоко, высоко поднимает брови...» (О.Л. Книппер, 1 марта 1901 г.).

Россия предстает в метапоэтике А.П. Чехова геопоэтически. Геопоэтика — это направление, которое использует художественные образы пространства для характеристики процессов, явлений и объектов, протекающих и находящихся в нем, с целью более полного их понимания и восприятия.

Речь идет о театрах Санкт-Петербурга и Москвы, особенно много говорится о Московском художественном театре, о провинциальных театрах, о Таганроге, анализируются театральные постановки, театральная жизнь, игра актеров. «Чехов, сохраняя в символе мироустройства «Столица — Провинция» реально-историческую конкретику, выходит за рамки исторического времени <...>. «Столица» и «Провинция» приобретают значение вневременных нравственно-философских категорий. У каждого человека, независимо от его национальной принадлежности, есть своя «Столица» и своя «Провинция»» [Собенников 1989: 180].

В качестве участников дискурса выступают уже целые театральные коллективы и их представители: Малый театр, театр Корша, говорится о русском театре вообще, о возможности открытия театра И. Щеглова, о театре Абрамовой, о Пушкинском, Суворинском, Панаевском, Александринском, Солодовниковском театре, и в особенности о Московском художественном театре и его деятельности. Здесь намечается противопоставление театров, которые интересны А.П. Чехову, и тех, к которым он относится неприязненно. Между этими точками целая палитра значений, связанных с деятельностью театров, ведущих артистов, режиссеров, в метапоэтике А.П. Чехова вырисовывается энциклопедия театральной жизни его времени. Важны также сведения о постановках в различных театрах пьес А.П. Чехова.

ТЕАТР В РЕАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

+

«плачевность судьбы Русского театра»

«Брать

Солодовник<овский> театр я Вам решительно не советую»

«любители играли «Плоды» гораздо лучше, чем играют теперь в Малом театре»

«Малый театр побледнел»

«писать пьесы мне уже не хочется. Петербургский театр излечил меня»

«Мариинский театр был полон»

«Малый театр (казенный) был бы рад взять мою пьесу»

«Малый театр симпатичен»

Мнение А.П. Чехова

Мнение А.П. Чехова

Фрагменты дискурса

«Мариинский театр был полон, и публика встречала и провожала своего любимца шумными аплодисментами» (<Н.Н. и М.И. Фигнер>).

«Нам пишут из Москвы, что 13-го января в театре Корша, в бенефис режиссера Н.Н. Соловцова, будет поставлена пьеса А. Дюма «Кин», с г. Соловцовым в заглавной роли. Вскоре затем пойдет и «Ревизор». По-видимому, заправилы театра поняли наконец, что на одной смешливости московской публики далеко не уедешь, и решили приняться за серьезный репертуар. И Слава Богу. Не надо быть упрямым и продолжать показывать публике язык, когда это уже никому не смешно. Конечно, жаль, что коршевская труппа занялась настоящим делом не в начале сезона, а только в конце, но лучше поздно, чем никогда» (<Театр Ф. Корша>).

«Плачевность судьбы Русского театра несколько сглаживается до слез веселым «прощаньем» г. Корша с публикой, данным в последний день масленицы. Прощанье вышло комичное. Растроганный г. Корш, окруженный слезящимися артистами, вышел на сцену. Все во фраках, дамы в лучших платьях. Г-жа Волгина выступила и прочла «прощальное» стихотворение. В этом стихотворении синтаксис прощается с рифмой, рифма — со смыслом, смысл — с бакалейным пошибом стиха. Публика в недоумении: ей кажется странным, как это такая большая женщина может читать такие плохие стихи!» («Осколки московской жизни»).

«После того как я заключил условие с Коршем, мне дали знать, что Малый театр (казенный) был бы рад взять мою пьесу» (Н.А. Лейкину, 4 ноября 1887 г.).

«В Москве есть «Театр Корша». Откройте в Петер<бург>е «Театр И. Щеглова». Я говорю серьезно» (И.Л. Леонтьеву (Щеглову), 16 марта 1889 г.)

«Говорят, что эти любители играли «Плоды» гораздо лучше, чем играют теперь в Малом театре. Ленский толстеет. Южин болен жабой» (А.С. Суворину, 1 марта 1892 г.).

«Брать Солодовник<овский> театр я Вам решительно не советую. Во-первых, это один из самых непопулярных театров в Москве, и во-вторых, чтобы заставить консервативных москвичей ходить в новый театр, нужно раскачивать их лет десять» (А.С. Суворину, 4 апреля 1897 г.).

«Малый театр усердно посещается, потому что он симпатичен» (А.С. Суворину, 4 апреля 1897 г.).

«Я не пишу ничего о «Дяде Ване», потому что не знаю, что написать. Я словесно обещал его Малому театру, и теперь мне немножко неловко. Похоже, будто я обегаю Малый театр. Будь добр, наведи справку: намерен ли Мал<ый> театр поставить в будущем сезоне «Дядю Ваню»? Если нет, то я, конечно, объявлю сию пьесу porto-franco; если же да, то для Худож<ественного> театра я напишу другую пьесу. Ты не обижайся: о «Дяде Ване» был разговор с малотеатровцами уже давно; и в этом году я получил письмо от А.И. Урусова, который уведомляет меня, что у него был разговор с А.И. Южиным и проч. и проч.» (Вл.И. Немировичу-Данченко, 8 февраля 1899 г.).

«Малый театр побледнел, а что касается mise en scène и постановки, то даже мейнингенцам далеко до нового Художеств<енного> театра, играющего пока в жалком помещении» (П.Ф. Иорданову, 15 мая 1899 г.).

«Как бы ни было, писать пьесы мне уже не хочется. Петербургский театр излечил меня» (В.Ф. Комиссаржевской, 19 января 1899 г.).

Ключевые слова: плачевность, побледнел, излечил, симпатичен.

Плачевность — от плачевный — «1. Скорбный, тоскливый, жалобный. 2. Вызывающий сожаление, бедственный, жалкий. || Не оправдывающий ожиданий, неутешительный».

Бледнеть — «2. перен. Терять свою силу, яркость, выразительность».

Излечить — «Сделать здоровым, вылечить».

Симпатичный — «Вызывающий симпатию, располагающий к себе (о человеке)».

Дискурсивная данность А.П. Чехова является текучей, переменчивой, показывает все оттенки и нюансы его отношения к театрам. Так, отношение к Малому театру связано с деятельностью театра, спадами и подъемами в работе, интересом и отсутствием интереса к произведениям А.П. Чехова. К Петербургскому театру А.П. Чехов также относится по-разному, но одно из важных замечаний — ироничное «излечил» (от желания писать пьесы).

Особую страницу в жизни А.П. Чехова и его метапоэтическом дискурсе составляют его отношения с Московским художественным театром. Этот раздел метапоэтического текста имеет относительно законченный характер. В письме к Суворину от 12 июня 1898 года сообщается о том, что «Влад. Немирович-Данченко и Станиславский открыли в Москве театр, в июле начинают репетиции». В письме О.Л. Книппер-Чеховой 31 марта 1904 года А.П. Чехов сообщает: «Прочел тьму рукописей. Сегодня читал в «Руси» про Худож<ественный> театр. Правильно. Вчера читал фельетон Буренина и заключил из него, что «Новое время» решило растерзать вас, и порадовался, так как растерзать вас уже никому не удастся, что бы там ни было. Ведь вы уже сделали свое, к настоящему и будущему можете относиться почти безразлично». Понятно, что здесь утверждается огромная значимость драматического театра, его высокий статус среди других театров. Высокая оценка Художественного театра дается в противопоставление критике, не всегда справедливой, по мнению А.П. Чехова.

В письмах по поводу Художественного театра мы встречаем в первый раз упоминание о деятельности театра как «интеллигентного». В других случаях для А.П. Чехова интеллигентный театр — это мечта, театр будущего, тот театр, который он должен создать. В письме к Л.С. Мизиновой от 21 сентября 1898 года А.П. Чехов отмечает, что «у Немировича и Станиславского очень интересный театр». «Этот Ваш успех еще раз лишнее доказательство, что и публике, и актерам нужен интеллигентный театр», — пишет А.П. Чехов Вл.И. Немировичу-Данченко 21 октября 1898 года.

Думается, что в дальнейшем Художественный театр в определенной степени воплощает идеалы А.П. Чехова, связанные с театром. В письме А.Л. Вишневскому от 3 ноября 1899 года он пишет: «Как бы ни было, все прекрасно, и я благодарю небо, что, плывя по житейскому морю, я наконец попал на такой чудесный остров, как Художественный театр».

Интересно, что и один из основателей МХТ К.С. Станиславский также использует термин «интеллигентный», обсуждая судьбу театра: «Вот после того, как будет заготовлено приличное помещение, приспособленное для интеллигентной жизни, можно будет предъявлять к актерам соответствующие строгие требования» [Станиславский 1962: 234].

Этот дискурс пестрит огромным количеством имен, например: М. Горький, Г. Ибсен, В.И. Немирович-Данченко, К.С. Станиславский, М.П. Лилина, Г. Гауптман, К.Д. Бальмонт, О.М. Соловьева, А.М. Эфрос, А.Р. Кугель, В.К. Харкеевич, М.Г. Савина и др. А.П. Чехов называет свои пьесы: «Дядя Ваня», «Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад» и др.

Как правило, А.П. Чехов пишет о Художественном театре в возвышенных, даже порой апологетических тонах, но все же встречаются и противоположные оценки его деятельности, что говорит о динамичности дискурса, постоянном осмыслении и переосмыслении театра, его деятельности, игры актеров, способности режиссеров.