Вернуться к В.П. Ходус. Метапоэтика драматического текста А.П. Чехова

3.15. Театральные события и их приятие — неприятие А.П. Чеховым

Эта проблема обсуждается в «Осколках московской жизни», в рассказах, переписке с А.С. Сувориным, О.Л. Книппер-Чеховой, А.Н. Плещеевым и др. А.П. Чехов детально разбирает оплошности театра, он против театромании, показной театральной деятельности, говорит о глупости, которая царит в некоторых частных театрах. Здесь в нем говорит «театральное авторство».

Участники дискурса — герои рассказов, автор, А.П. Чехов и его корреспонденты.

Жанры — рассказы, публицистика, эпистолярий.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ И ИХ ПРИЯТИЕ — НЕПРИЯТИЕ А.П. ЧЕХОВЫМ

+

«Достопримечательностей и новинок в области театральной ровно никаких»

«О способах прививки Ивану Щеглову ненависти к театру»

«театральное авторство»

Мнение А.П. Чехова

Мнение А.П. Чехова

Фрагменты дискурса

«Только с началом и можно поздравить этот сезон, а больше ни с чем. Достопримечательностей и новинок в области театральной ровно никаких. Тот же вздыхающий, слезоточивый и вспыльчивый г. Иванов-Козельский, тот же бойкий и донельзя развязный г. Далматов... Будем по-прежнему глядеть лакомые кусочки В. Александрова, донельзя надоевшее «В царстве скуки» и другое прочее, тоже весьма надоевшее. Потянутся опять длинной чередою вечера за вечерами, действие за действием, рецензия за рецензией... Опять г. Корш поссорится с артистами, артисты с г. Коршем... Водка, душная курильная, давка у вешалок...» («Осколки московской жизни»).

«Пишу докторскую диссертацию на тему: «О способах прививки Ивану Щеглову ненависти к театру»» (И.Л. Леонтьеву (Щеглову), 18 февраля 1889 г.).

«Прежде для меня не было большего наслаждения, как сидеть в театре, теперь же я сижу с таким чувством, как будто вот-вот на галерке крикнут: «пожар!» И актеров не люблю. Это меня театральное авторство испортило» (А.С. Суворину, 13 (25) марта 1898 г.).

Ключевые слова и словосочетания: ненависть, театральное авторство.

Ненависть — «Чувство сильнейшей вражды, неприязни».

Авторство — «Принадлежность произведения автору».

Театральные события часто прямо коррелируют с основными положениями теории театра. Так, например, высказывание «Театр не ресторан» находит свое воплощение-подтверждение в следующем метапоэтическом тексте: «Всему бывает конец, хорошему и дурному. Пришел конец и нашему Пушкинскому театру... и какой конец! Он сдан под кафе шантан каким-то петербургским французам. Скоро приказчики из Ножевой, отставные прапоры из Дьяковки и француженки из Гамбурга запляшут в нем канкан, и околоточный надзиратель начнет уверять:

— Господин, здесь не место! На это соответственные места есть!» («Осколки московской жизни»).

Художник-профессионал всегда отличается достоинством, и качество, которое из этого вытекает, — неприятие любительства, отсутствия профессионализма. Это касается воспитанности и воспитания, связано с понятием интеллигентности. В кодексе о воспитании А.П. Чехов говорит о том, что воспитанные люди, «если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой... Они горды своим талантом. Так, они не пьянствуют с надзирателями мещанского училища и с гостями Скворцова, сознавая, что они призваны не жить с ними, а воспитывающе влиять на них. К тому же они брезгливы...» Таким образом, идея воспитанности, интеллигентности связана и с самим писателем, высказывается она косвенно, но достаточно убедительно.

Таким образом, топос ТЕАТР, проанализированный по принципу энциклопедического представления каждого раздела, представляет структурированное и системное представление метапоэтических высказываний А.П. Чехова о театре, о его роли в жизни. В определенных в исследовании смыслах участвуют не только контекстные данные, но и более широкие пласты соприкосновения термина «театр» и его контекстов, которые можно в целом отнести к среде, которая формируется за счет множества мнений, множества представлений со стороны каждого понятия. Доминирующим субъектом представления термина театр является сам А.П. Чехов, так как наиболее частотно употребление этого термина в письмах, где сам адресант является действующим лицом. Мысли героев также пропущены через авторское сознание, но тем не менее они существуют.

Основным итогом анализа топоса ТЕАТР является осознание его многомерности и полипластовости. Многообразие высказываний, мнений ограничивается антиномически заданными смыслами с позитивным и негативным пониманием театра. Основы теории театра драматурга последовательно реализуются в частных значениях топоса ТЕАТР метапоэтического дискурса А.П. Чехова.

На основе значимости и частотности функционирования терминов «интеллигентный» и «литературный» выкристаллизовываются авторские концепты: «Интеллигентный театр, имеющий отношение к литературе как искусству»; «Интеллигентный, воспитанный драматург»; «Интеллигентный актер»; «Интеллигентный зритель».

Топос ТЕАТР отражает театральный текст, текст интерпретации письменно зафиксированного драматургического текста. Корреляция воззрений А.П. Чехова с мнениями режиссеров — сущностный момент в осмыслении основ теории театра А.П. Чехова, которые последовательно реализуются в частных значениях топоса ТЕАТР метапоэтического дискурса А.П. Чехова.