Участники дискурса — автор, герои рассказов, корреспонденты А.П. Чехова: И.Л. Леонтьев, А.С. Суворин, А.Н. Плещеев, А.Ф. Маркс, О.Л. Книппер-Чехова.
Жанры — рассказы, юморески, эпистолярий.
− |
СОВРЕМЕННАЯ ДРАМАТУРГИЯ |
+ |
«драма наша пала» «раздирательную драму» «Москвичи не симпатизируют серьезной драме» «Драматическое искусство дало сильную трещину» «драмища — в 5 актах!! Ведь это разбой» |
«Напишите драму. ...Вы можете отжарить хорошую драму» «серьезная драма» | |
Мнение героев, мнение А.П. Чехова |
Мнение А.П. Чехова |
Фрагменты дискурса
«— Я уже наелся, брат, спасибо... А что драма наша, как ты говоришь, пала, так это верно... Сильно пала!» («О драме»).
«Скажите, говорю, чтоб играли, я плачу триста... Заплатил от скуки триста рублей, а как стал глядеть их раздирательную драму, то еще скучнее стало... Ха-ха...» («Святая простота»).
«Москвичи не симпатизируют серьезной драме. Для чего им драма, ежели им и без драмы хорошо? В «Фоли-Бержер», построенном на развалинах Пушкинского театра, нет никаких драм, а между тем, поглядите, как там многолюдно, весело! Наш Лентовский, созидая драматический театр, стучал кулаками о столы...» («Осколки московской жизни»).
«Малый театр. Драматическое искусство дало сильную трещину. Жертвенник в алтаре потух и сильно чадит. Самый храм очень покосился на один бок и ждет капитальной перестройки» («Состояние московского театрального рынка»).
«Напишите драму. Судя по «Миньоне», Вы можете отжарить хорошую драму» (И.Л. Леонтьеву (Щеглову), 1 января 1888).
«Сейчас принесли для прочтения драмищу — в 5 актах!! Ведь это разбой» (О.Л. Книппер-Чеховой, 10 марта 1902 г.).
Ключевые слова: пала, раздирательная, не симпатизируют, дало трещину, разбой и хорошая, серьезная.
Пасть — «Приостановившись в развитии, стать хуже, беднее».
Раздирать — «3. перен. Причинять боль, страдания. || С силой охватывать, вызывая нравственные мучения (о чувстве, состоянии)».
(Не) симпатизировать — «Испытывать чувство симпатии к кому-, чему-л.».
Дать трещину — «2. Лопнуть, расколоться, образовать трещину».
Треснуть — «1. Образовать, дать трещину (трещины). || С треском разорваться, порваться, лопнуть. || С треском расколоться, разломиться».
Разбой — «Нападение с целью грабежа, ограбления, сопровождаемое насилием».
Хороший — «1. Обладающий положительными качествами, свойствами, вполне отвечающий своему назначению; противоп. плохой. 2. Достигший умения, мастерства в своем деле, специальности. 3. Обладающий положительными моральными качествами (о человеке)».
Серьезный — «3. Значительный по теме, содержанию. || Настоящий, подлинный».
Лексические значения ключевых слов показывают, что, по мысли А.П. Чехова, которая транслируется и через речь его героев, современная драма остановилась в развитии, стала хуже. Для нее характерны преувеличения, «покушение» на огромные масштабы, к ней отсутствует интерес. И в то же время драма должна быть хорошей, не легковесной, не шуточной, а существенной и важной по содержанию. Это не противоречит комическим положениям и эффектам в ней. Но это не внешний комизм, а комизм, имеющий причинный характер, идущий из глубин, из подлинных трагедийных положений человека в жизни и искусстве.
Говоря о драматургии прошлого, А.П. Чехов называет «Гамбургскую драматургию» Лессинга, считает, что современной публике не присущ вкус, по-видимому, по причине того, что она не знакома с подлинной драматургией.
Вот одна из иронических дефиниций русской драматургии, которая построена на алогизме сопряженных понятий: «От редакции. <...> Русская драматургия — есть именно тот важный род поэзии, в котором Акакии Тарантуловы могут приобрести неувядаемую славу от финских хладных скал до пламенных кулис, от потрясенного Кремля до трескотни общих собраний Общества драматических писателей и оперных композиторов...» («Скоропостижная конская смерть...»). А.П. Чехов иронизирует над современной драмой, часто изображает ее в сатирическом зеркале.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |