Вернуться к В.П. Ходус. Метапоэтика драматического текста А.П. Чехова

4.5. Драматические общества

Драматические общества обсуждаются в рассказах, эпистолярии А.П. Чехова.

Участники дискурса — автор, герои, корреспонденты А.П. Чехова: В.А. Тихонов, А.С. Суворин, А.С. Лазарев, А.Н. Плещеев. О драматическом обществе, реальном собрании драматургов, А.П. Чехов пишет, как правило, скупо, по-деловому, часто с одобрением. Это тот орган, который формировал бюджет драматургов, регулировал постановку пьес, был связан с драматической цензурой. Как всегда, А.П. Чехов многопланово рассматривает данное сообщество людей.

Жанры — рассказы, эпистолярий.

ДРАМАТИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА

+

«коммерческое учреждение»

«Новых порядков не ждите»

«Занятно. Даже очень занятно»

«Слава Богу»

«Внимание Драмат<ического> общества тронуло меня»

Мнение А.П. Чехова

Мнение А.П. Чехова

Фрагменты дискурса

«На Драмат<ическое> общество я смотрю как на коммерческое учреждение. У него единственная цель: стараться, чтобы члены получали возможно больше. Это такая хорошая цель, при которой все остальные не стоят яйца выеденного. Виктор Крылов большой сукин сын, но ввиду цели я бы первый подал голос за то, чтоб он был председателем. Пока председательствуют иконы, а не работники, в обществе порядка не будет» (А.С. Суворину, 7 ноября 1888 г.).

«Я избран в комитет Общества драматических писателей. Новых порядков не ждите. До тех пор не ждите этих порядков, пока в Обществе будут больше всех говорить и протестовать те, кто меньше всего заинтересован в делах Общества» (А.С. Суворину, 17 апреля 1889 г.).

«Я выбран в члены комитета Общ<ества> драматических писателей. Был уже на двух заседаниях, охранял авторские права и подписывал бумаги. Занятно. Даже очень занятно. Про дела Общества я одно только могу сказать: Слава Богу!» (И.Л. Леонтьеву (Щеглову), 6 мая 1889 г.).

«Внимание Драмат<ического> общества тронуло меня, и я не знаю, как поблагодарить, т. е. что прислать в ответ. Вот посоветуй-ка» (Г.М. Чехову, 5 (17) марта 1898 г.).

Ключевые слова: коммерческое (учреждение); тронуло (меня).

Коммерческий — от коммерция — «Торговля, торговые операции».

Тронутьсов. к трогать — «5. перен. Вызывать сочувствие, сострадание к себе; волновать, умилять».

«Драматическое общество», с одной стороны, — учреждение, связанное с денежными операциями, с другой — в его отношениях с драматургами есть тонкие психологические нюансы, которые отмечает А.П. Чехов, вызывающие сочувствие, приводящие в умиление.

Драма и драматизм в жизни часто рассматриваются иронически. Драма признается А.П. Чеховым как род театрального искусства, но он практически отказывается воплощать ее так, как воплощалась она даже лучшими драматургами. В письме к А.С. Суворину от 18 декабря 1888 года А.П. Чехов говорит о драме: «— Не бываю... Зачем? За свои деньги и себя же мучить! Драм много и в жизни».

Говоря о драмах в жизни иронически, А.П. Чехов тем не менее находит отмеченные нами сложные ситуации, позиции, эпизоды в жизни, которые пригодились для произведения, может быть, и драматического: «Начинается умный разговор. Ремонтер несет чепуху. С драм переходим к вреду табака. Ремонтер жалуется на кашель и обвиняет табак. Сестрица тарантит. Эпизод: сестрица пошла за табаком, спотыкнулась и рассыпала табак на пол. Мне смешно, но смеяться неловко» (А.С. Суворину, 18 декабря 1888 года). «Смешно, но смеяться неловко» — формула метаморфозы, связанной с переходом от смешного к грустному, но не только к грустному. Здесь есть лексема неловко — «неприятно, неудобно в моральном отношении» [СОШ], которая ведет к N-измерению смыслов, так как включены оценочность, моральные принципы.

Авторская ирония выражается не только во множественности точек зрения (своей и чужой), в их столкновении друг с другом, но и в особой авторской позиции в драме. «Здесь автор не просто присутствует в паратексте, как и в любой драме. Он является носителем совершенно определенной точки зрения — «со стороны» и даже «с высоты птичьего полета»» [Ивлева 2001: 70—71]. По сути, А.П. Чехов использует глубинный потенциал иронии, «напоминает» читателю и зрителю, привыкшему к шаблонному пониманию комического, о существовании трагической иронии.