Участники дискурса А.П. Чехов, В.Г. Короленко, А.Н. Плещеев, Л.Н. Ленский, А.С. Суворин, И.М. Кондратьев, Е.М. Шаврова и др.
Жанр — эпистолярий.
В связи с публикациями пьес А.П. Чехова упоминаются журналы и издательства: «Северный вестник», «Новое время», издательство и типография А.С. Суворина, «Русская мысль», издательство А.Ф. Маркса, «Жизнь», «Журнал для всех», «Знание» и др.
А.П. Чехов торопит с публикациями в связи с тем, что на пьесы большой спрос, «в провинции не по чем играть». Эпистолярий запечатлевает беспокойную творческую жизнь драматурга, который готовит пьесы для публикации, держит корректуру, терпит лишения, в том числе и материальные.
«Искренно тебе скажу, в этой продаже не столь важны для меня 75 тыс<яч>, как то, что мои произведения будут издаваться порядочно, что я буду избавлен от обязанности выдумывать для каждой новой книжки название, выбирать формат книги, мириться с плохой бумагой, мириться с дурными слухами насчет «типографских» экземпляров, продаваемых на толкучке и в провинции. У меня такое чувство, как будто наконец Святейший синод прислал мне развод, после долгого, томительного ожидания. Только вот одна заноза: доход с пьес!» (П.А. Сергеенко, 1 февраля 1899 г.).
«Не был я у Вас на блинах по милости «Северного вестника», который прислал мне корректуру моей пьесы. Нужно было торопиться, чтобы отослать корректуру с кондуктором курьерского поезда. Тяжела шапка Мономаха!» (Л.Н. Ленской, 15 или 16 февраля 1889 г.).
Интересно отметить, что А.П. Чехов печатает свои пьесы, как правило, после постановки на сцене, потому что исправляет их даже на репетициях.
«Начну с «Лешего»... Попасть в толстый журнал для пьесы — честь превеликая; я благодарю, но прошу позволения уклониться от этой чести, ибо пьеса моя, пока ее не дадут на сцене и не изругают в рецензиях, для журнала не представляет ценного материала, и в напечатании ее многие справедливо узрят пристрастие «Сев<ерного> вестн<ика>» к Чехову» (А.Н. Плещееву, 27 ноября 1889 г.)
«Во-вторых, я не считаю ту пьесу готовою для печати, которая еще не была исправлена на репетициях. Погодите, голубчик, время еще не ушло. Когда пьеса будет исправлена на репетициях, я обращусь к Вашей любезности, не дожидаясь приглашения» (А.Н. Плещееву, 27 ноября 1889 г.).
Иногда А.П. Чехов останавливает набор в типографии в связи с тем, что он считает пьесу недоработанной или не соответствующей контексту журнала.
«Теперь просьба: не печатайте «Лешего»!! «Леший» для «Артиста» положительно не имеет никакой цены: публике московской он не понравился, актеры словно сконфузились, газетчики обругали... Отдайте мне его; в «Артисте» он пройдет незамеченным, пользы никому не принесет, и Ваши 200 рублей будут словно в воду брошены. Мой «Леший», повторяю,
для «Артиста» цены не имеет. Несогласие же Ваше уязвит меня в самое сердце и причинит мне немало горя, ибо лишит меня возможности поработать еще над «Лешим». Если уже начали набирать, то за набор я заплачу, брошусь в воду, повешусь... что хотите...» (Ф.А. Куманину, 8 января 1890 г.).
«Пьеса (Иванов) у меня есть, но говорить о ней я могу только нерешительно... По моему мнению, пьесы можно печатать только в исключительных случаях. Если пьеса имела успех на сцене, если о ней говорят, то печатать ее следует, если же она, подобно моей, еще не шла на сцене и смирнехонько лежит в столе автора, то для журнала она не имеет никакой цены» (А.М. Евреиновой, 7 ноября 1889 г.).
Дискурс строится на противопоставлении значений.
− |
ПЬЕСА И ЕЕ ПУБЛИКАЦИИ |
+ |
«Печатание пьес приостановите» «Рассохин... издает... пьесы — без всяких с чьей-либо стороны обязательств» «не могу печатать «Лешего»» |
««Медведь» мой идет уж вторым изданием» ««Чайка» будет напечатана» «На «Пьесы» большой спрос» | |
Мнение А.П. Чехова |
Мнение А.П. Чехова |
Фрагменты дискурса
«Медведь» мой идет уж вторым изданием, которое на исходе» (А.С. Суворину, 20 февраля 1889 г.)
«Печатание пьес приостановите. Вчерашнего вечера я никогда не забуду, но все же спал я хорошо и уезжаю в весьма сносном настроении» (А.С. Суворину, 18 октября 1896 г.).
«Чайка» будет напечатана в декабр<ьской> «Русской мысли» (Е.М. Шавровой-Юст, 20 ноября 1896 г.).
«Рассохин («Театральная библиотека») в Москве издает, кажется, мои одноактные пьесы — без всяких с чьей-либо стороны обязательств» (П.А. Сергеенко, 20 января 1899 г.).
«На «Пьесы» большой спрос, следовало бы поторопиться с их печатанием» (Ю.О. Грюнбергу, 4 августа 1899 г.).
«Милый Александр Иванович, умоляю Вас, не сердитесь: я не могу печатать «Лешего». Эту пьесу я ненавижу и стараюсь забыть о ней» (А.И. Урусову, 16 октября 1899 г.)
Ключевые слова: большой спрос; приостановите, не могу (печатать).
Спрос — «2. Требование на какой-л. товар со стороны покупателя или на рабочую силу со стороны нанимателя».
Приостановить — «Остановить, задержать на некоторое время».
(Не) мочь — «Быть в состоянии, в силах что-л. делать. || Иметь возможность что-л. делать».
Пьесам А.П. Чехова уделяется большое вниманием зрителями, критиками, режиссерами. Они пользуются «спросом». И в то же время А.П. Чехову приходится встречаться с нарушением обязательств со стороны издательств, огромная требовательность часто заставляет его останавливать, задерживать или прекращать работу над изданием. Все это отображается в метапоэтической лексике.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |