Вернуться к В.П. Ходус. Метапоэтика драматического текста А.П. Чехова

5.2.8. Пьеса и деньги

Участники дискурса — А.П. Чехов, А.Н. Плещеев, А.С. Суворин, Н.А. Лейкин, А.П. Ленский, П.А. Сергеенко, П.П. Гнедич, Ал.П. Чехов и др.

Жанр — эпистолярий.

Дискурс раскрывает беспокойную жизнь литератора, в целом, живущего за счет публикаций. По-видимому, справиться с проблемами А.П. Чехову позволяло его жизнелюбие и чувство юмора, неиссякаемая ирония: «Моя последняя книжка, изданная Сувориным, идет превосходно. Могу похвастать, что у меня торговля идет гораздо лучше, чем у Лободы. Я, брат, стал купцом. Продаю статьи, пьесы, книги и медицинские советы. За пьесу получу не меньше тысячи рублей; на днях продал одному издателю полтора десятка завалящих, уже бывших в печати, старых рассказов за 150 руб. Продал на одно издание. И так далее. Одним словом, торговля кипит» (Г.М. Чехову, 17 октября 1887 г.).

А.П. Чехов постоянно обращается в издательства с просьбой о гонораре. Здесь он терпелив и безукоризненно вежлив, используя языковые формулы вежливости.

«Имею честь просить Контору выслать мне гонорар за пьесы по адресу: Москва, Редакции «Русской мысли», для передачи Антону Павловичу Чехову» (В Контору императорских С.-Петербургских театров, 26 мая 1894 г.).

«Имею честь покорнейше просить выслать мне гонорар за пьесы мои по адресу: г. Серпухов, Антону Павловичу Чехову» (В Контору Императорских С.-Петербургских театров, 22 мая 1895 г.).

«Не откажите сделать распоряжение о высылке мне гонорара за мои пьесы переводом (не по телеграфу, а в письме), в Ялту» (И.М. Кондратьеву, 5 марта 1900 г.).

«Будьте добры, сделайте распоряжение о высылке мне гонорара за пьесы по адресу: Лопасня Моск. губ.» (И.М. Кондратьеву, 9 мая 1899 г.).

Есть свидетельства о том, как А.П. Чехов распоряжался своими доходами и кому что завещал: «После твоей смерти и смерти матери все, что окажется, кроме дохода с пьес, поступает в распоряжение таганрогского городского управления на нужды народного образования, доход же с пьес — брату Ивану, а после его, Ивана, смерти — таганрогскому городскому управлению на те же нужды по народному образованию» (М.П. Чеховой, 3 августа 1901 г.).

Жизнь А.П. Чехова не характеризуется роскошью: «Если пьеса моя пойдет, то я буду иметь право, так сказать, сшить себе шубу получше» (О.Л. Книппер-Чеховой, 24 октября 1903 г.). И все же гонорары он часто передает на развитие образования: «Гонорар с «Чайки» пойдет на школу» (М.П. Чеховой, 13 ноября, 1888 год).

Метапоэтический дискурс А.П. Чехова показывает, что он помогает образованию и хочет помочь образованию, в том числе и в провинции, — одна из составляющих формирования интеллигентного человека: интеллигентного зрителя, режиссера, артиста и т. д. А.П. Чехов борется за интеллигентность не только на сцене, в жизни, он вкладывает реальные деньги в это, считая образование актуальным и важным делом. Множество оттенков значений, связанных с беспокойной обыденной жизнью, ограничивается противоположностями, позволяющими охватить множество значений.

ПЬЕСА И ДЕНЬГИ

+

«я так и не получил гонорара»

«казнь египетская: это получение из казенной конторы гонорара за «Чайку»»

«если сбору будет не 1600, а 1580 рублей, то пьеса эта не пойдет»

«Были бы пьесы, были бы сборы»

«Я продал Марксу все»

«Доход с пьес принадлежит мне и потом моим наследникам»

«я отстоял наследников»

Мнение А.П. Чехова

Мнение А.П. Чехова

Фрагменты дискурса

«Были бы пьесы, были бы сборы, а остальное все, в сущности, вздор» (О.Л. Книппер-Чеховой, 11 февраля 1903 г.).

«Я продал Марксу все, кроме дохода с пьес» (Вл.И. Немировичу-Данченко, 8 февраля 1899 г.).

«Доход с пьес принадлежит мне и потом моим наследникам» (Ал.П. Чехову, 27 января 1899 г.)

«Маркс хотел сначала, чтобы доход с пьес принадлежал мне только «пожизненно», но я отстоял наследников» (М.П. Чеховой, 27 января 1899 г.).

«Когда будете в Конторе импер<аторских> театров, то, пожалуйста, скажите там, чтобы мне выслали гонорар за «Чайку». В былые времена мне приходилось писать в Контору по нескольку раз, а за водевили «Медведь» и «Предложение» я так и не получил гонорара, хотя в свое время и писал в Контору» (П.П. Гнедичу, 12 февраля 1903 г.).

«Теперь у меня начинается казнь египетская: это получение из казенной конторы гонорара за «Чайку». Нет никакой возможности получить: куда-то, по-видимому, надо приклеить марку в 60 или 80 к., а куда — неизвестно» (О.Л. Книппер-Чеховой, 22 февраля 1903 г.).

«Изволь-ка вот теперь сочинять пьесу и думать все время, думать и раздражать себя мыслью, что если сбору будет не 1600, а 1580 рублей, то пьеса эта не пойдет, или пойдет, но только с огорчением» (О.Л. Книппер-Чеховой, 27 февраля 1903 г.).

Ключевые слова: сборы, продал, доход, отстоял, не получил, казнь египетская, не пойдет.

Сбор — «2. То, что собрано, общее количество чего-л. собранного. || Взимаемые или собираемые на что-л. деньги, отчисления. || Сумма выручки от продажи билетов на какое-л. представление».

Продать — «1. Отдать за определенную плату».

Доход — «Деньги или материальные ценности, получаемые государством, учреждением (торгово-промышленным, хозрасчетным) или частным лицом от какого-л. предприятия или от какого-л. рода деятельности».

Отстоять1 — «Защитить, оградить от посягательств, нападок, неприязненных или враждебных действий».

(Не) получить — «1. Взять, принять что-л. вручаемое, присылаемое, выдаваемое и т. д.».

Казнь египетская — «устар. о тяжком наказании, стихийном бедствии».

Не пойдет (пьеса) — «не будет спектакля».

А.П. Чехов в обыденной жизни характеризуется трезвым умом, он интеллигентно и в то же время строго ведет свою финансовую деятельность. Некоторые фразы его говорят о тяжелом, невыносимом положении, о зависимости спектаклей от сборов. Важно то, что художник всегда широко смотрит на проблемы своих доходов и видит в центре не только себя, но и членов семьи, нужды общества.