Вернуться к В.П. Ходус. Метапоэтика драматического текста А.П. Чехова

5.5. Пьеса и артисты

Участники дискурса — герои драматических произведений, рассказов, автор, А.П. Чехов и его корреспонденты Е.К. Сахарова, В.Н. Давыдов, А.Н. Плещеев, А.С. Суворин и др.

Жанры — пьесы, рассказы, эпистолярий.

А.П. Чехов с особенной глубиной и проникновением относился к артистам, в его дискурсе много имен артистов. Он часто подробно разбирает их игру, удачи и просчеты. Характеристики строятся на противопоставлении значений.

ПЬЕСА И АРТИСТЫ

+

«ее товарищи не посещают репетиций и никогда не знают ролей...»

«ревностно изучала роли пьес»

«Сара превзошла все на свете» (о Саре Бернар)

Мнение А.П. Чехова

Мнение героев

Фрагменты дискурса

«Катя писала мне, что ее товарищи не посещают репетиций и никогда не знают ролей; в постановке нелепых пьес и в манере держать себя на сцене видно у каждого из них полное неуважение к публике; в интересах сбора, о котором только и говорят, драматические актрисы унижаются до пения шансонеток, а трагики поют куплеты, в которых смеются над рогатыми мужьями и над беременностью неверных жен и т. д. В общем надо изумляться, как это до сих пор не погибло еще провинциальное дело и как оно может держаться на такой тонкой и гнилой жилочке» («Скучная история»).

«Занимая это ничтожное местечко, она ревностно изучала роли пьес, даваемых на сцене Odeon'а, и ее работы увенчались успехом. В 1867 году она выступила на сцене Odeon'а в ролях Анны Дамб в «Кине» и Занетты в пьесе Коппе. В роли Занетты Сара превзошла все на свете. Успех был так грандиозен, что генерал от французской литературы Виктор Гюго нарочно для Сары Бернар написал роль королевы в «Рюи Блаз»...» («Сара Бернар»).

На сцене во времена А.П. Чехова играли разные люди, в том числе и великая В.Ф. Комиссаржевская, О.Л. Книппер-Чехова и др. А.П. Чехов, с одной стороны, восхищается трудолюбием подлинных актеров, их талантом, с другой стороны, обращает внимание, и это очень часто сквозит в письмах, на недостатки артистов, и в первую очередь это касается их работы, трудолюбия. Как правило, это позитивная критика, способствующая устранению ошибок.

Артистическое исполнение роли в пьесе А.П. Чехова — один из сущностных моментов театральной интерпретации драматургического текста. Так, Тригорин «наряду с характерными чертами в его образе присутствовал и определенный лиризм, который, возможно, явился для Сазонова камнем преткновения. В результате лирические излияния Тригорина в сочетании с характерностью роли приобрели у Сазонова черты актерства, позволившего некоторым рецензентам сравнивать созданный им образ чуть ли не с Подхалюзиным» [Чепурнов 2006: 91].

К.С. Станиславский на основе анализа пьес А.П. Чехова и других русских драматургов обосновывает «сверхзадачу», которая есть в спектакле, которая должна быть у актера в театральном воплощении пьесы: «Антон Павлович Чехов боролся с пошлостью, с мещанством и мечтал о лучшей жизни. Эта борьба за нее и стремление к ней стали сверхзадачей многих его произведений.

Не чувствуете ли вы, что такие большие жизненные цели гениев способны стать волнующей, увлекательной задачей для творчества артиста и что они могут притягивать к себе все отдельные куски пьесы и роли.

Все, что происходит в пьесе, все ее отдельные большие или малые задачи, все творческие помыслы и действия артиста, аналогичные с ролью, стремятся к выполнению сверхзадачи пьесы. Общая связь с ней и зависимость от нее всего, что делается в спектакле, так велики, что даже самая ничтожная деталь, не имеющая отношения к сверхзадаче, становится вредной, лишней, отвлекающей внимание от главной сущности произведения.

Стремление к сверхзадаче должно быть сплошным, непрерывным, проходящим через всю пьесу и роль» [Станиславский 1962: 131].

Для А.П. Чехова и К.С. Станиславского важен актер, который отдает всего себя, не существует, а живет на сцене, в «предлагаемых обстоятельствах», актер мыслящий, интеллигентный.