Участники дискурса — герои драматических произведений, рассказов, автор, А.П. Чехов и его корреспонденты Е.К. Сахарова, В.Н. Давыдов, А.Н. Плещеев, А.С. Суворин и др.
Жанры — пьесы, рассказы, эпистолярий.
А.П. Чехов с особенной глубиной и проникновением относился к артистам, в его дискурсе много имен артистов. Он часто подробно разбирает их игру, удачи и просчеты. Характеристики строятся на противопоставлении значений.
− |
ПЬЕСА И АРТИСТЫ |
+ |
«ее товарищи не посещают репетиций и никогда не знают ролей...» |
«ревностно изучала роли пьес» «Сара превзошла все на свете» (о Саре Бернар) | |
Мнение А.П. Чехова |
Мнение героев |
Фрагменты дискурса
«Катя писала мне, что ее товарищи не посещают репетиций и никогда не знают ролей; в постановке нелепых пьес и в манере держать себя на сцене видно у каждого из них полное неуважение к публике; в интересах сбора, о котором только и говорят, драматические актрисы унижаются до пения шансонеток, а трагики поют куплеты, в которых смеются над рогатыми мужьями и над беременностью неверных жен и т. д. В общем надо изумляться, как это до сих пор не погибло еще провинциальное дело и как оно может держаться на такой тонкой и гнилой жилочке» («Скучная история»).
«Занимая это ничтожное местечко, она ревностно изучала роли пьес, даваемых на сцене Odeon'а, и ее работы увенчались успехом. В 1867 году она выступила на сцене Odeon'а в ролях Анны Дамб в «Кине» и Занетты в пьесе Коппе. В роли Занетты Сара превзошла все на свете. Успех был так грандиозен, что генерал от французской литературы Виктор Гюго нарочно для Сары Бернар написал роль королевы в «Рюи Блаз»...» («Сара Бернар»).
На сцене во времена А.П. Чехова играли разные люди, в том числе и великая В.Ф. Комиссаржевская, О.Л. Книппер-Чехова и др. А.П. Чехов, с одной стороны, восхищается трудолюбием подлинных актеров, их талантом, с другой стороны, обращает внимание, и это очень часто сквозит в письмах, на недостатки артистов, и в первую очередь это касается их работы, трудолюбия. Как правило, это позитивная критика, способствующая устранению ошибок.
Артистическое исполнение роли в пьесе А.П. Чехова — один из сущностных моментов театральной интерпретации драматургического текста. Так, Тригорин «наряду с характерными чертами в его образе присутствовал и определенный лиризм, который, возможно, явился для Сазонова камнем преткновения. В результате лирические излияния Тригорина в сочетании с характерностью роли приобрели у Сазонова черты актерства, позволившего некоторым рецензентам сравнивать созданный им образ чуть ли не с Подхалюзиным» [Чепурнов 2006: 91].
К.С. Станиславский на основе анализа пьес А.П. Чехова и других русских драматургов обосновывает «сверхзадачу», которая есть в спектакле, которая должна быть у актера в театральном воплощении пьесы: «Антон Павлович Чехов боролся с пошлостью, с мещанством и мечтал о лучшей жизни. Эта борьба за нее и стремление к ней стали сверхзадачей многих его произведений.
Не чувствуете ли вы, что такие большие жизненные цели гениев способны стать волнующей, увлекательной задачей для творчества артиста и что они могут притягивать к себе все отдельные куски пьесы и роли.
Все, что происходит в пьесе, все ее отдельные большие или малые задачи, все творческие помыслы и действия артиста, аналогичные с ролью, стремятся к выполнению сверхзадачи пьесы. Общая связь с ней и зависимость от нее всего, что делается в спектакле, так велики, что даже самая ничтожная деталь, не имеющая отношения к сверхзадаче, становится вредной, лишней, отвлекающей внимание от главной сущности произведения.
Стремление к сверхзадаче должно быть сплошным, непрерывным, проходящим через всю пьесу и роль» [Станиславский 1962: 131].
Для А.П. Чехова и К.С. Станиславского важен актер, который отдает всего себя, не существует, а живет на сцене, в «предлагаемых обстоятельствах», актер мыслящий, интеллигентный.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |