Для того чтобы иметь более широкое представление о творчестве Чехова, интересно сравнить его с другими писателями, такими, как, например, австрийский писатель Артур Шницлер. Почему стоит сравнивать Чехова со Шницлером? Как Шницлер, так и Чехов, — представители «новой драмы». В статье «А. Чехов и А. Шницлер (к постановке вопроса)» А.А. Смирнов указал на то, что еще современники обратили внимание на сходство между Чеховым и Шницлером. А.А. Смирнов приводит мнение критика журнала «Театр и искусство»: «Удивительно, что Московский Художественный театр прошел мимо этой пьесы (речь идет о постановке пьесы Шницлера «Одинокий путь», «Der einsame Weg», в Малом театре. — Ю.В.), которая так хорошо подходит к основному тону этой драмы (Дядя Ваня. — Ю.В.)»1.
Шницлер играл важную роль в венском стиле «модерн». В России активно переводили Шницлера в конце XIX — начале XX веков. К сожалению, современный российский читатель мало знаком с его произведениями. Хотя фильм Стенли Кубрика «С широко закрытыми глазами», в основе которого лежит «Новелла снов» Шницлера, в России очень популярен.
Тема взаимодействия Чехова и Шницлера недостаточно изучена в современном литературоведении. Существует довольно мало работ на эту тему. Например, уже упоминавшаяся статья А. Смирнова «А. Чехов и А. Шницлер (к постановке вопроса)»2, посвященная проблеме сравнения Чехова и Шницлера, и статья Н. Ищук-Фадеевой «А. Шницлер и А. Чехов: концепция драматического героя»3, в которой речь идет о концепции драматического героя.
Шницлер родился 15 мая 1862 года и умер 21 октября 1931 года в Вене. Там он закончил медицинский факультет и рано начал интересоваться психологией. Став литератором, он не бросил медицину. От Шницлера ушла жена. Вскоре случилось другое трагическое событие в семье: дочь покончила жизнь самоубийством. Шницлер тяжело переживал эти удары судьбы. Спустя три года умер и он сам. Многие говорят, что Шницлер — Зигмунд Фрейд в литературе. Для него подсознание человеческой психики играет важную роль. В его произведениях тонкая грань между сознанием и подсознанием, реальность и иллюзия причудливо переплетаются. Шницлера часто критиковали за бескомпромиссность. Его произведения были запрещены, потому что современники считали их излишне эротичными, аморальными.
Неизвестно, знал ли Чехов Шницлера, хотя он был хорошо знаком с творчеством ведущих представителей «новой драмы»: Гауптманом, Ибсеном, Зудерманом, Метерлинком. Напротив, Шницлер знал Чехова и был в восторге от его произведений. В письме переводчику своих произведений Звездичу от 18 января 1910 года Шницлер писал: «К сожалению, я никогда не видел его в лицо, но я знаю его душу, и таким он навсегда для меня останется». («Ich habe ihn leider nie von Angesicht gesehen, aber ich kenne seine Seele, und so bleibt er mir fuer alle Zeiten erhalten»)4.
В этой статье я постараюсь показать тематическое сходство Чехова и Шницлера, которое особенно хорошо видно в пьесах «Дядя Ваня» и «Одинокий путь — Der einsame Weg». С моей точки зрения, у Чехова и Шницлера много общего, но есть и различия.
Напомню содержание пьесы Шницлера «Одинокий путь». В центре пьесы находится семья Веграт. Отец — ученый и руководитель академии искусств в Вене, мать очень сильно больна и умирает. В молодости у нее был любовник, от которого родился сын Феликс. Но никто в семье не знает, что он не родной сын господина Веграта. Есть еще дочь Йоханна, которая несчастлива и любит друга семьи Стефана фон Сала. Близкий человек семьи — врач, который заботится о матери. В середине пьесы сын узнает, кто его настоящий отец, а в конце дочь кончает жизнь самоубийством из-за безответной любви.
Каковы же общие черты и художественные принципы писателей? Прежде всего, сходно отношение авторов к коренным проблемам человеческого существования: труду, любви, славе, смерти... Как Чехова, так и Шницлера интересовали отношения в семье, в любви и между друзьями. Часто говорят, что в произведениях и того, и другого писателей мало действия.
Как у Чехова, так и у Шницлера важную роль играют вопросы повседневной жизни в их «тривиальной сложности». Оба, Чехов и Шницлер, показывают пошлость, рутинность повседневного существования. И Чехов, и Шницлер критиковали искусственные формы жизни, лживость общественных законов прошлого. Оба писателя были врачами, и как врачи они стремились индивидуализировать диагноз психическому состоянию современного человека. Для обоих медицина стала своеобразной частью мировоззрения5. Кроме того, оба писателя-драматурга ненавидели всякий догматизм. В период кризиса старых ценностей они отказались от социального догматизма. Чехов и Шницлер боролись против старой морали. И Чехов, и Шницлер искали новые формы в литературе. Они пересмотрели драматургические каноны и активно боролись за «новую драму». И Чехов, и Шницлер считали, что писатель не должен выступать в роли учителя перед читателем.
Я хотела бы остановиться на анализе сходства писателей на тематическом уровне. Мне кажется, что это достаточно важно и интересно. Так, например, большая часть действия в пьесах Шницлера и Чехова происходит в саду или в лесу. С одной стороны, природа важна для некоторых героев, и кого-то она успокаивает. В «Дяде Ване» врач любит природу. Дядя Ваня и Соня не хотят покидать имение и жизнь в деревне. С другой стороны, природа не только рай, а имеет неприятные стороны. В «Дяде Ване» профессор с женой больше не могут терпеть жизнь в деревне, жена даже говорит, что она не приспособлена для этой жизни. У Шницлера природа становится враждебной, потому что дочь утопилась в пруду в саду Стефана фон Сала, в которого она была влюблена.
Героями произведений обоих писателей являются часто ученые, врачи. В пьесах Чехова и Шницлера одно из главных действующих лиц — профессор, ученый. Как профессор Серебряков, так и профессор Веграт мало участвуют в жизни семьи, они индифферентны к ее проблемам. Они женаты, но жены их не любят. Оба профессора не замечают или не хотят замечать этот факт. Похоже, что они могут жить в атмосфере ненастоящей любви.
Если говорить о врачах, то в «Дяде Ване» — это Астров, и в «Одиноком пути» — это доктор Рейман, который заботится о матери.
Конечно, этот интерес обоих писателей к людям этой профессии вполне обоснован, потому что они оба медики. Отсюда, естественно, вытекает и тема болезни, которая присутствует во многих их произведениях. В «Дяде Ване» профессор Серебряков серьезно болен, и его болезнь мучает всех остальных. В «Одиноком пути» болеет мать, и переживают не только семья, но и друзья.
Основной характеристикой большинства героев является эгоизм. У Чехова и Шницлера почти все герои эгоцентричны. Персонажи очень сосредоточены на себе, часто кажется, что они не чувствуют других людей. В «Дяде Ване» почти все персонажи — эгоисты. Елена Андреевна только думает о себе, дядя Ваня считает, что все остальные виноваты, что он не реализовал себя. Астров не замечает любви Сони. Только Соня и няня — альтруисты. В «Одиноком пути» тоже много эгоистов: Стефан фон Сала всю жизнь делает только то, что он хочет. Любовник матери бросил ее из-за эгоизма, дочь Йоханна не хочет заботиться о матери, и все считают ее эгоисткой, потому что она покончила жизнь самоубийством. Весь эгоизм концентрируется в образах профессоров — Серебрякова и Веграта. Они живут только ради себя и своих интересов. В «Дяде Ване» профессор подчиняет собственному эгоизму всю семью. Жена отдает ему свою молодость. Соня и дядя Ваня работают на него — все в доме крутится вокруг одного человека.
Серебряков хочет продать имение, не думая о том, что оставит Соню и дядю Ваню бездомными. Профессор в «Одиноком пути» так сосредоточен на себе, что не замечает, что происходит вокруг него: что жена не любит его, что сын не родной, что дочь глубоко несчастна.
Любовь — это высшее проявление человеческого духа. Но эгоист не может сам быть счастлив в любви, и тем более не может сделать счастливым другого. Как у Чехова, так и у Шницлера любовь играет очень важную роль. Но любовь у них, как правило, бывает несчастливой.
Жены профессоров любят других мужчин, но героини недостаточно сильны, чтобы быть честными с мужьями и следовать своим чувствам, ведь это означало бы оставить мужей. Они слишком трусливы, боятся пойти против законов морали, и, конечно, они ленивы, потому что эта жизнь уютна для них.
У обоих писателей есть тема безответной любви. Молодые несчастливые девушки, как Соня в «Дяде Ване» и дочка в «Одиноком пути», тайно любят друзей семьи, которые хорошо к ним относятся, но тех искренние чувства уже не трогают.
Люди, не способные любить, представляют собой третью группу. Это врач в «Дяде Ване» и Стефан фон Сала в «Одиноком пути». Они словно окаменели и больше не могут любить по-настоящему. Но они ценят девушек, которые в них влюблены, и Стефан фон Сала даже согласен жениться. Но не из любви, а из сочувствия и уважения.
Неслучайно еще одна тема объединяет обоих писателей: тема одиночества, непонятости. В обеих пьесах есть несчастные люди, которые жили не так, как хотели, и которым не удалось устроить свою жизнь. В «Дяде Ване» все недовольны, кроме, быть может, няни. Дядя Ваня расстроен, потому что он понимает, что ничего в жизни не достиг. Он работает всю жизнь для мужа сестры, но почти ничего не делает, чтобы реализовать свои собственные мечты. В своих неудачах он только обвиняет профессора. Астров тоже несчастлив, как и дядя Ваня. Хотя у него есть профессия, но она отнимает много сил, и он стареет. Елена Андреевна — молодая, красивая женщина, но она несчастлива, потому что не любит мужа, но, как все остальные, ничего не делает, чтобы изменить ситуацию. В «Одиноком пути» тоже все несчастны, кроме отца, но читатель знает, что жена изменила ему, что сын не от него. Умирает жена, но он продолжает жить только ради науки. Даже после такого трагического события, как смерть жены, он остается невозмутим. Поэтому тоже нельзя сказать, что он счастлив.
Герои не только несчастны, но и глубоко одиноки. Неслучайно Шницлер выбрал название «Одинокий путь». Все люди изолированы, не нужны друг другу. Путь каждого одинок. Каждый живет в своем мире. Профессор у Шницлера так изолирован от мира, что он ничего не замечает, что происходит вокруг него. Дочь тоже так одинока, что она кончает жизнь самоубийством, она не находит смысл жизни.
И у Чехова одиночество играет очень важную роль. Сам Чехов любил пьесу «Одинокие» Гауптмана. Дядя Ваня очень одинокий человек, кроме Сони и няни, никто не заботится о нем. У него нет жены, нет детей, и нет никакой перспективы, что он когда-нибудь найдет их. Соня тоже одинока. Она молодая девушка, но живет в деревне и вместе с дядей все время занимается хозяйством имения. И Астров одинок. Он только работает, тратит всю энергию на работу, но не для того, чтобы найти свое счастье или человека, с которым он может жить. У него нет даже друзей. И профессор, и Елена Андреевна — одиноки, хотя они муж и жена.
Из этого следует, что герои создают себе иной, виртуальный мир иллюзии. У героев Чехова и Шницлера много иллюзий. Можно сказать, что некоторые из них действительно мечтатели. У дяди Вани, например, завышенная самооценка. Он говорит, что если бы он жил нормально, то из него мог бы выйти Шопенгауэр, Достоевский. Это трагикомично.
Одна из этих иллюзий — перемена места жительства, надежда, что жизнь станет лучше в другом месте. В пьесе «Одинокий путь» сын сначала уехал из дома, чтобы служить в армии, потом он собирается вместе со Стефаном фон Сала в Азию. Бывший любовник матери и родной отец сына бросает свою квартиру, чтобы бродить по миру, как в молодости. У Чехова эта тема особенно сильно звучит в пьесах «Вишневый сад» и «Три сестры».
Другая иллюзия — это иллюзия работы. Профессор в «Дяде Ване» уверен, что он гениальный ученый, у него нет сомнения в том, что все должны на него работать. Дядя Ваня понимает, что профессор пишет никому не нужные вещи, что он «пережевывает чужие мысли <...>, пишет о том, что умным давно уже известно, а для глупых неинтересно» (13, 67). В пьесе «Одинокий путь» один из персонажей — художник, который был любовником матери. Он средний художник, раньше был известным, но его время уже прошло. Но все-таки он по-прежнему делает вид, что очень знаменит.
Но рано или поздно наступает крах этого мира иллюзии. И часто это становится не только моральной, но и физической смертью. И для Чехова, и для Шницлера важны темы смерти и самоубийства. В центре пьесы «Одинокий путь» — смерть матери. В конце пьесы дочь кончает жизнь самоубийством. Жена Стефана фон Сала очень рано умерла, некоторые думают, что Стефан фон Сала убил ее. В пьесе Чехова дядя Ваня хочет убить профессора и себя. В «Чайке» застрелился Костя Треплев, в «Трех сестрах» погиб на дуэли барон.
Но кроме отмеченных многочисленных сходств, между обоими писателями, безусловно, существуют различия. Хотя Шницлеру очень нравились произведения Чехова, об их влиянии на творчество самого Шницлера не может быть и речи. Если мы посмотрим, например, на пьесы «Дядя Ваня» и «Одинокий путь», то можно найти много сходного. Но художественные миры писателей — традиция, литературное окружение, поэтика, литературные принципы — отличаются! И Чехов, и Шницлер ищут новые формы и создают «новую драму», но они по-разному воплощают идеи упадка, кризиса сознания людей конца XIX — начала XX веков.
Особенностью драматургии Шницлера является то, что он ввел в литературу такие сферы человеческой психики, как сон, подсознание, иллюзия. Этим серьезно занимались известные психоаналитики начала века — Фрейд, Юнг и др. Шницлер рано начал интересоваться психоанализом, он общался и дружил с известными психоаналитиками. Он создал психоаналитическую драму.
Хотя Чехов очень интересовался вопросами психиатрии, специально их изучал и оставил бессмертные произведения на эту тему, он ушел из жизни прежде, чем произошел расцвет психоаналитической мысли. Мир произведений Чехова более реалистичен, чем у Шницлера. Такие произведения, как рассказ «Спать хочется», где сон и реальность переплетаются, единичны в творчестве Чехова, в то время как во многих произведениях Шницлера большую роль играет ирреальный мир, который становится реальным, потому что реальность и ирреальность смешиваются и граница между ними стирается. Сон и подсознание, показывает Шницлер, — часть нашей жизни.
Шницлер шокировал австрийское общество тем, что он писал о тайных мечтах людей. Этими мечтами нередко были сексуальные желания.
В заключение хочу еще раз повторить, что у Чехова и Шницлера как представителей «новой драмы» общие идеи и стремления. Для обоих авторов психология человека играет важную роль. Обоим интересен человек в рутинности повседневной жизни. Как для Чехова, так и для Шницлера очень важна человеческая индивидуальность. Их герои пытаются реализовать свое право на счастье и независимость.
И хотя художественные миры писателей отличаются, они — представители разных национальных традиций и работали в разных литературных сферах.
Те сходства, о которых я говорила, не удивительны. Шницлер и Чехов — оба новаторы, представители «новой драмы». Оба писатели тонко чувствовали свое время, прекрасно, глубоко отразили его в своем творчестве.
Примечания
1. Смирнов А.А. А. Чехов и А. Шницлер (к постановке вопроса) // Чехов и Германия. М., 1996. С. 72.
2. Там же. С. 72—78.
3. Ищук-Фадеева Н. А. Шницлер и А. Чехов: концепция драматического героя // Модерн. Модернизм. Модернизация. М., 2004. С. 498—504.
4. Цит. по: Смирнов А.А. Указ. соч. С. 72.
5. См.: Смирнов А.А. Указ. соч. С. 74.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |