Вернуться к А.Г. Головачёва, В.В. Гульченко. От «Лешего» к «Дяде Ване»

Н.И. Гитович. Когда же был написан «Дядя Ваня»?

История создания большинства пьес Чехова хорошо известна. Сохранившиеся письма самого автора дают достаточный материал для их датировки и для выяснения всех этапов его работы над пьесами. Исключение из всех больших пьес Чехова составляет только «Дядя Ваня». Известно, что эта пьеса была напечатана в сборнике пьес Чехова, изданном в 1897 году, а до этого она нигде не упоминалась и не ставилась на сцене (в то время как все другие пьесы были поставлены на сцене до их публикации). Известно также, что «Дядя Ваня» был переделан из пьесы «Леший», законченной и поставленной на сцене в 1889 году. Первые упоминания о «Дяде Ване», в связи с печатанием сборника пьес, встречаются в письмах Чехова конца 1896 года.

Вопрос о времени написания «Дяди Вани» впервые был поставлен С. Балухатым в 1926 году в статье «Этюды по истории текста и композиции чеховских пьес» (сб. «Поэтика». Л., 1926). На основании письма Чехова А.С. Суворину от 2 декабря 1896 года, в котором впервые упоминается «Дядя Ваня», и другого письма, адресованного ему же, от 18 октября 1896 года, из которого видно, что пьесы Чехова к этому времени были уже в типографии, пьеса датировалась следующим образом: ««Дядя Ваня» был написан после создания «Чайки», но до первой постановки «Чайки» на Александринской сцене» (то есть до 17 октября 1896 года). На тех же основаниях эта дата повторялась в других работах С. Балухатого, изданных в течение 1927—1936 годов. Ни в одной из них не было принято во внимание письмо Чехова С.П. Дягилеву, появившееся в сборнике «А.П. Чехов. Несобранные письма» (М.; Л., 1927). Между тем в этом письме Чехов сам сообщил, что «Дядю Ваню» он написал в 1890 году. На вопрос, когда были написаны его произведения, Чехов ответил Дягилеву 20 декабря 1901 года: «Если взять мои сочинения <изд.> Маркса, то I том был написан в 80—83 гг., II — 82—84, III — 84—87 (кроме рассказа «Белолобый», написанного после 1890 г.), IV — 85—88, V — 85—89, VI — 89 (кроме «Рассказа неизвестного человека», написанного после 90 г.), VIII — после 1890 г., IX — 95—1900. «Остров Сахалин» написан в 1893 г. — это вместо диссертации, которую я замыслил написать после 1884 г. — окончания медицинского факультета. В VII томе помещены пьесы: «Иванов», 1888 г., «Чайка», 1896, «Дядя Ваня» — 1890. Водевили написаны до 1890 г.» (П X, 145).

Письмо это осталось незамеченным, а дата написания «Дяди Вани» (1896), данная С. Балухатым в 1926 году, стала привычной в литературоведении и утверждалась другими исследователями драматургии Чехова: находили, что «Дядя Ваня» перекликается с прозой Чехова середины 90-х годов, что содержание «Дяди Вани» может быть понято только в связи с общественно-политическими взглядами Чехова этого времени, что «духовное прозрение» Войницкого типично именно для творчества Чехова середины 90-х годов (хотя «прозрение» Войницкого произошло полностью в пьесе «Леший», то есть не позднее 1889 года), писали и о том, что только после «Чайки» Чехов понял, как ему нужно переделывать «Лешего».

Когда вышло Полное собрание сочинений и писем Чехова (1944—1951) и письма Чехова Дягилеву уже нельзя было не заметить, авторы работ о Чехове не пересмотрели произвольно установленной даты, которая приводила их часто к произвольным выводам. От авторской даты просто отмахнулись1.

В комментариях к тому пьес в Полном собрании сочинений и писем было сделано необоснованное предположение, что «Чехов, сообщая в письме Дягилеву дату написания «Дяди Вани» (1890), возможно, отождествлял «Дядю Ваню» с «Лешим», которого он написал в 1889 году». Такое предположение должно быть совершенно исключено: «Леший» был написан и поставлен на сцене в 1889 году, а дату написания «Дяди Вани» Чехов еще укрепил сообщением, что «Дядя Ваня» написан в 1890 году, а водевили «до 1890» (но ведь и «Леший» был написан тоже до 1890 года!).

1890 год был особенно памятен Чехову, как год поездки на Сахалин, — перепутать его с каким-либо другим годом он не мог. 1890 год был как бы гранью в биографии Чехова, — сообщая Дягилеву время написания своих произведений, точной даты которых он не помнил, Чехов указывал, что одни из них написаны «до 1890 года», а другие «после 1890». Под 1890 годом стоял только «Дядя Ваня».

Затем в письме Дягилеву Чехов во всех случаях указал даты последних редакций своих пьес: «Чайка» — 1896 год (первая редакция была закончена в 1895 году), «Иванов» — 1888 год (хотя в первой редакции пьеса была закончена и поставлена на сцене в 1887 году). Поэтому если даже и считать «Дядю Ваню» не самостоятельной пьесой, а последней редакцией «Лешего», то и тогда дата — 1890 — могла относиться только к «Дяде Ване».

Но хорошо известно, что Чехов считал «Дядю Ваню» совершенно новой пьесой и сам «отождествлять» ее с «Лешим» никак не мог:

Вл. Немирович-Данченко вспоминает в своей книге «Из прошлого» (М., 1936): «Чехов не любил, чтобы говорили, что это переделка того же «Лешего». Где-то он категорически заявил, что «Дядя Ваня» — пьеса совершенно самостоятельная» (стр. 48). А когда в 1899 году А.И. Урусов просил Чехова разрешить напечатать «Лешего» в театральном журнале «Пантеон», Чехов ответил ему: «...я не могу печатать «Лешего». Эту пьесу я ненавижу и стараюсь забыть о ней» (П VIII, 285).

Казалось бы, этих материалов достаточно, чтобы исключить возможность высказанного предположения, но все же оно остается в комментариях к «Дяде Ване» в собраниях сочинений Чехова изданий 1954 и 1960 годов, причем в последнем издании сделана попытка подкрепить старую дату следующим соображением: «Подготовляя Собрание сочинений в 1901 году, Чехов в томе драматургии расположил пьесы в хронологическом порядке, причем «Дядю Ваню» поместил после «Чайки»». Это неверно, так как в указанном томе пьесы расположены совсем не в хронологическом порядке их написания. На первом месте стоит «Медведь», написанный в феврале 1888 года, а на четвертом «Калхас», написанный в январе 1887 года. Чехов расположил пьесы в этом томе как считал нужным — очевидно, по времени их выхода в свет или постановок на сцене. (Может возникнуть другое соображение: возможно, что Чехов поместил «Дядю Ваню» после «Чайки» именно для того, чтобы современники не «отождествляли» эту пьесу с «Лешим».)

Авторская дата написания «Дяди Вани», данная в «Летописи жизни и творчества А.П. Чехова» (М., 1955), вызвала возражения В. Лакшина. В его книге «Толстой и Чехов» (М., 1963) на стр. 208—209 читаем: «Н.И. Гитович в «Летописи жизни и творчества А.П. Чехова», вразрез с установившимся ранее мнением, утверждает, что «Дядю Ваню» Чехов писал не в 1895—1896 годах, как считали многие исследователи, а в 1890 году, т. е. непосредственно после неудачи «Лешего». С этим трудно согласиться уже потому, что всей своей мыслью и строем образов пьеса связана с творчеством Чехова более поздней поры, перекликается с его повестями и рассказами середины 90-х годов».

Я не буду останавливаться на бездоказательных рассуждениях о сходстве «Дяди Вани» с прозой середины 90-х годов (в работах о Чехове можно найти сравнения «Дяди Вани» с произведениями конца 80-х и начала 900-х годов), а остановлюсь только на приведенных В. Лакшиным фактах, которые, с его точки зрения, являются бесспорным доказательством того, что Чехов переделывал «Лешего» в «Дядю Ваню» осенью 1896 года. В. Лакшин устанавливает две границы датировки. Первая — до декабря 1896 года, на основании письма Чехова Суворину от 2 декабря 1896 года, в котором упоминается «Дядя Ваня». Для этой границы можно сделать только небольшое уточнение. О том, что пьесы Чехова находились в типографии уже к 10 октября, видно из письма Чехова М.А. Крестовской от 10 октября 1896 года. Следовательно, эту границу следует передвинуть с 2 декабря на 10 октября 1896 года.

Вторую границу В. Лакшин определяет по записным книжкам и дневнику Чехова, где находит три записи, которые, по его мнению, все относятся к «Дяде Ване». Первая из них — о бездарном ученом — должна быть отвергнута. В. Лакшин отнес эту запись к «Дяде Ване» только потому, что, видимо, не прочитал ее конца: «Тайно по ночам он переплетает книги — это его истинное призвание; здесь он артист и испытывает наслаждение. К нему ходит переплетчик, любитель учености. Тайно по ночам занимается наукой» (С XVII, 40—41). Всякому читателю ясно, что ничего общего с Серебряковым этот образ ученого не имеет. Вторая запись, сделанная, вероятно, в сентябре 1896 года: «Чудаки ему прежде казались больными, а теперь он считает нормальным, что люди чудаки» (С XVII, 117), — в измененном виде была действительно использована в четвертом действии «Дяди Вани», как и запись в дневнике о М.О. Меньшикове: «М. в сухую погоду ходит в калошах, носит зонтик, чтобы не погибнуть от солнечного удара, боится умываться холодной водой, жалуется на замирание сердца» (С XVII, 222), — сделанная в августе 1896 года, тоже превратилась в реплику Войницкого в первом действии «Дяди Вани».

Но это ничего не доказывает. Таких записей могло бы быть и больше. Чехов, вероятно, вносил исправления в старую пьесу перед посылкой ее в типографию и, уж несомненно, правил ее в корректуре. Ранние записные книжки Чехова с записями до 1891 года не сохранились. Возможно, что в 1890 году записей, относящихся к «Дяде Ване», было больше.

Из писем Чехова мы знаем, что даже свои новые произведения он всегда правил в корректуре. 3 января 1898 года Чехов писал Ф.Д. Батюшкову: «Отделывать я могу только в корректуре, в рукописи же я ничего не вижу» (П VII, 142). 20 ноября 1897 года он писал В.М. Соболевскому: «Корректуру я читаю не для того, чтобы исправлять внешность рассказа; обыкновенно в ней я заканчиваю рассказ и исправляю его, так сказать, с музыкальной стороны» (П VII, 102); 10 августа 1896 года Чехов писал А.А. Тихонову (Луговому): «Финалы я всегда делаю в корректуре» (П VI, 169). Эти признания Чехова и то обстоятельство, что из рукописи «Дяди Вани» сохранился (в архиве Чехова) только один листок, на котором написан заключительный монолог Сони (хранится в ЦГАЛИ), дают основание предполагать, что и этот монолог был вставлен только в корректуре. 20 октября 1896 года Чехов просил типографию Суворина выслать корректуру не сверстанную, а в гранках, в письме же Суворину от 7 декабря 1896 года просил выслать ему корректуру «Дяди Вани» целиком — для исправлений. Следовательно, приведенные В. Лакшиным записи из записной книжки и дневника Чехова совсем не определяют второй границы.

Но и помимо авторской датировки мы располагаем материалами, которые свидетельствуют о том, что «Дядя Ваня» был написан значительно раньше «Чайки».

В октябре 1889 года только что оконченная пьеса «Леший» должна была пойти в Александринском театре в бенефис артиста П.М. Свободина, но «Леший», как известно, был забракован Литературно-театральным комитетом. Вскоре по просьбе артиста Н.Н. Соловцова Чехов передал «Лешего» в частный московский театр М.М. Абрамовой. С изменениями, сделанными Чеховым в первом и третьем актах, и совершенно новым четвертым актом пьеса была поставлена 27 декабря 1889 года, но успеха не имела. Еще с октября 1889 года А.Н. Плещеев в письмах Чехову неоднократно просил дать «Лешего» для напечатания в «Северном вестнике». В январе 1890 года, встречаясь с Чеховым в Петербурге, он настойчиво просил его о том же. По возвращении в Москву Чехов написал Плещееву 10 февраля 1890 года: «Да будет исполнено желание Ваше! Пришлю я пьесу около 20-го февраля с убедительной просьбой — если она не понравится, возвратить мне ее назад для уничтожения» (П IV, 17).

Прочитав «Лешего», Плещеев 24 марта 1890 года послал Чехову свой отзыв: «...скажу Вам прямо и откровенно, — что Леший меня не удовлетворил, и что это первая ваша вещь, которая меня не удовлетворила, и не оставила во мне никакого впечатления... Первый акт, наполненный разговорами, на ¾ ненужными — очень скучен... Леший — не есть вовсе центральное лицо, и не известно почему комедия названа его именем... Войницкий — хоть убейте, я не могу понять, почему он застрелился! Жена Серебрякова — не внушает мне, несмотря на свое жалкое положение, никакой симпатии. Ушла от мужа — затем только, чтоб посидеть две недели на мельнице; — и потом возвратилась, чтоб опять хныкать всю жизнь... Орловский сын банален, — это какое-то водевильное лицо, которое надоедает читателю своим остроумием армейского юнкера...» («Слово», сб. 2. М., 1914, стр. 279—280).

В письме от 27 марта 1890 года Чехов просил Плещеева вернуть ему пьесу.

Возможно, что именно критика Плещеева натолкнула Чехова на такие изменения «Лешего», которые сделали его совсем другой пьесой. Уже 7 апреля 1890 года Чехов в письме П.М. Свободину (еще недавно просившему Чехова сделать что-нибудь из «Лешего», чтобы он понравился не только тем, «кто <...> советовал не бросать, а и тем, кто советовал сжечь») спрашивал, каким путем провести через литературно-театральный комитет новую пьесу, которая будет окончена или написана по пути на Сахалин2, и просил выслать ему театральные бланки, нужные для оформления. Письмо это не сохранилось. О содержании его мы узнаем из ответного письма Свободина от 9 апреля 1890 года: «Милый Antoine, Погожев (управляющий конторой императорских театров. — Н.Г.) мне сказал, что для принятия и постановки на сцену «имеющих быть» написанными пьес по дороге на Сахалин достаточно будет простого письма ко мне и бланок (условий) подписывать не нужно. В письме, которое Вы можете написать и до отъезда, Вы скажете, что такую-то пьесу (оставьте место для написания названия) Вы доверяете подать в Комитет... такому-то, вот и все... Впрочем, мож<ет> быть, я и вышлю Вам эти самые бланки, если уж Вам так хочется...» (Записки отдела рукописей Государственной библиотеки имени В.И. Ленина, вып. 16).

21 апреля 1890 года Чехов уехал на Сахалин. Пьесы своей он не выслал ни с пути на Сахалин, ни с Сахалина. И только в письме Чехова Суворину от 2 декабря 1896 года, в типографии которого печатался сборник пьес Чехова, мы находим первое упоминание о «Дяде Ване»: «...остались еще не набранными две большие пьесы: известная Вам «Чайка» и не известный никому в мире «Дядя Ваня»» (П VI, 246—247). 7 декабря 1896 года Чехов снова писал Суворину: «...типография может не спешить с набором. Пусть она сначала наберет пьесу «Дядя Ваня». Нельзя ли набрать ее всю? Когда прочтешь ее всю, то легче исправлять и можно решить, годится ли она для того, чтобы переделать ее в повесть. Ах, зачем я писал пьесы, а не повести! Пропали сюжеты, пропали зря, со скандалом, непроизводительно» (П VI, 249). Из этого письма мы видим, что Чехов отправил в типографию свою старую пьесу, которую собирался не только исправлять, но даже, может быть, снять совсем, переделав ее в повесть. Еще раньше, 8 ноября 1896 года, он писал Суворину: «В сборник войдут 7 пьес: 4 одноактных и 3 больших. Если книга рискует выйти толстой, то одну большую можно будет выбросить». В январе 1897 года Чехов просматривал полосы «Дяди Вани» и 18 января 1897 года писал в типографию: «Посылаю <...> последнюю ф<орму> «Дяди Вани». Листы «Дяди Вани» будьте добры пришлите мне в четырех экземплярах» (П VI, 275).

Вскоре после выхода сборника пьес «Дядю Ваню» стали часто давать в провинциальных театрах. Горький смотрел эту пьесу в Нижегородском городском театре и написал о ней Чехову. 3 декабря 1898 года Чехов ответил ему: ««Дядя Ваня» написан давно, очень давно; я никогда не видел его на сцене. В последние годы его стали часто давать на провинциальных сценах — быть может, оттого, что я выпустил сборник своих пьес» (П VII, 351).

Летом 1898 года «Дядя Ваня» был поставлен в Петербурге, в Павловском театре. 3 августа 1898 года Чехов в Москве встретился с сотрудником «Новостей дня» С.Л. Кугульским, в беседе с которым сказал: «Кстати... вчера я прочел в вашей газете, что в Петербурге пошла моя пьеса «Дядя Ваня». Это — очень давно мною написанная вещь, чуть не лет десять. И в провинции она идет раза два в сезон». Сообщение об этом было напечатано на другой день в «Новостях дня».

2 сентября 1898 года «Дядя Ваня» шел в Одесском городском театре. В рецензии, напечатанной в «Одесских новостях» 3 сентября 1898 года за подписью «Старый театрал», выражалось сожаление, что эта прекрасная пьеса много лет пролежала у автора «под спудом».

В конце 1899 года «Дядя Ваня» был поставлен в Московском Художественном театре. О. Книппер писала Чехову о первом спектакле, которым она была недовольна. Чехов ответил ей 1 ноября 1899 года: «Пьеса давняя, она уже устарела, много в ней всяких недочетов; если больше половины исполнителей всё никак не попадали в настоящий тон, то, естественно, виновата пьеса» (П VIII, 294).

В феврале 1900 года на «Дяде Ване» в Художественном театре был В. Гольцев. После спектакля он писал М.П. Чеховой: «Был я, наконец, на Дяде Ване (26 представление). Даже после Чайки, а она написана раньше Чайки, пьеса производит сильное, очень сильное впечатление» (Отдел рукописей Государственной библиотеки имени В.И. Ленина).

В книге Вл.И. Немировича-Данченко «Из прошлого» читаем: «От «Лешего» до «Чайки» шесть-семь лет. За это время появился «Дядя Ваня»» (стр. 48).

М.П. Чехов писал в своих воспоминаниях о переделке «Лешего» в «Дядю Ваню»: «...в пьесе было много промахов, так что пришлось ее потом переделать и даже изменить в ней заглавие... Но даже и в новой редакции эта пьеса не возбуждала доверия в ее авторе. Он долго держал ее под спудом, а затем, когда выпустил ее в свет, и сам удивился, что она пошла»3 («Журнал для всех», 1906, № 7). В.М. Дорошевич в воспоминаниях, появившихся в «Русском слове» 8 июля 1904 года, тоже писал, что «Дядя Ваня» написан «чуть не за десять лет до основания Московского Художественного театра».

Вот ряд данных, которыми мы располагаем, помимо свидетельства самого Чехова. Обратимся теперь к истории появления того письма Чехова Дягилеву, в котором Чехов сообщил, что «Дядя Ваня» написан в 1890 году.

24 ноября 1901 года Дягилев писал Чехову: «...Шестов хотел бы посвятить большую статью обзору Вашего творчества. В письме, полученном мною от него сегодня, он пишет мне следующее: «Вы, верно, не забыли нашего разговора о Чехове. В Киеве я перечел некоторые его произведения, в Москве видел «Чайку» и «Дядю Ваню» и укрепился в своем предположении, что Чехов представляет собою чрезвычайно интересный и серьезный материал для критической статьи. Но писать о нем, не имея никаких, даже приблизительных указаний, на время (и место) появления его произведений — решительно невозможно. Догадываться — значит рисковать впасть в грубую, хотя и формальную ошибку. Не напишете ли Вы Чехову?»» (Курсив мой. — Н.Г.). 12 декабря 1901 года Дягилев снова обратился к Чехову: «Шестов мне пишет: «мне нужно знать от Чехова время появления в свет или, еще лучше, написания всех его рассказов и прочих произведений. По крайней мере это главное, без чего решительно невозможно приступить к писанию». ...может быть, Вы наметите время появления, если не всех, то хоть самых значительных Ваших произведений. Буду Вам крайне признателен, если Вы дадите нужные сведения, ибо мне было бы очень приятно напечатать труд Шестова, в серьезности которого я не сомневаюсь» («Из архива Чехова», М., 1960).

И Чехов ответил Дягилеву письмом, текст которого приведен выше.

Думаю, что вывод может быть сделан только один: в 1896 и в начале 1897 года Чехов не переделывал «Лешего» в «Дядю Ваню», а в уже написанную в 1890 году (не ранее апреля) пьесу «Дядя Ваня» вносил исправления — как и в большинство своих произведений — перед тем, как включить их в сборники или в собрание сочинений.

Литература

А.П. Чехов. Несобранные письма. М.: Л.: Гос. изд-во, 1927. 147 с.

Балухатый С. Этюды по истории текста и композиции чеховских пьес // Поэтика. Временник отдела словесных искусств. Л.: Academia, 1926.

Бердников Г. Чехов-драматург. М.: Л.: Искусство, 1957. 246 с.

Журнал для всех. 1906. № 7.

Записки отдела рукописей Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина. Вып. 16. М.: 1954.

Из архива Чехова. Публикации. Государственная ордена Ленина библиотека СССР им. В.И. Ленина. Отдел рукописей. М.: 1960.

Лакшин В. Толстой и Чехов. М.: 1963. 454 с.

Немирович-Данченко Вл.И. Из прошлого. М.: Л.: Academia, 1936. 386 с.

Слово. Сборник второй. К десятилетию смерти А.П. Чехова / Под ред. М.П. Чеховой. М.: Кн-во писателей в Москве, 1914.

Примечания

Статья впервые опубликована // Вопросы литературы. 1965. № 7. С. 130—136.

1. В этом отношении показательны строки в книге Г. Бердникова «Чехов-драматург» (М.; Л.: Искусство, 1957): «Чехов <...> не сообщил точной даты написания произведения <...> в письме Дягилеву <...> отнес «Дядю Ваню» к 1890 году. Сравнивая содержание «Дяди Вани» и содержание его повестей и рассказов, можно считать, что пьеса была написана Чеховым не ранее 1895 года, а скорее всего в 1896 году, параллельно с такими его рассказами, как «Дом с мезонином» и «Моя жизнь»» (с. 122).

2. О том, что Чехов вообще собирался писать по дороге на Сахалин, продолжавшейся три месяца, видно из письма его к Плещееву от 17 марта 1890 года: «Перед отъездом постараюсь прислать рассказ. Во всяком случае рассказ в редакции будет гораздо раньше, чем я вернусь из Сахалина. Если не кончу теперь, то кончу в дороге. Тема есть» (П IV, 40).

3. А.П. Чехов писал М.П. Чехову о «Дяде Ване» 26 октября 1898 года: «Вот не знаешь, где найдешь, где потеряешь. Совсем я не рассчитывал на сию пьесу» (П VII, 312).