Динамика чеховской «костюмной поэтики» отчетливо прослеживается в произведениях, репрезентирующих костюм в различных проекциях. Историко-хронологический подход позволяет обозначить специфику мышления писателя этого периода: от обыгрывания интертекстуальных деталей, усложняющих персонаж («Рассказ неизвестного человека»), к пластической детали, намекающей на неоднозначность процессов внутренней жизни («У знакомых»), к мифопоэтическому мышлению, реализующему миф в игре с архетипами («Дом с мезонином»), и, наконец, к мифопоэтической модели мира, построенной по законам фольклорно-мифологической логики («В овраге»). Многосмысленность костюма возникает как результат пересечения многообразных историко-культурных смыслов, увязанных в целое.
А.П. Чехов не отказывается от костюмных описаний в поздней прозе (1889—1903 гг.), но «костюмная поэтика» изменяется: смысл костюма, сохраняющего полифункциональность, формируется иначе. Костюмные детали становятся звеном нарратива. Архетипичность деталей костюма, отсылая к мифопоэтическим смыслам, позволяет говорить о встраивании костюма в мифопоэтическую картину мира.
Гоголевские приемы, выполнявшие в ранней прозе функцию обезличивания (обобщения, типизации), иначе работают в поздней прозе. Костюмные описания, индивидуализируя персонаж, усложняют его, включая в историко-культурную парадигму.
Сохраняя лаконичность описаний, Чехов использует повторы с частичной заменой/варьированием элементов. Сами по себе описания становятся более насыщенными, «плотными», т. к. несут множество смыслов.
Возрастает роль подтекста, подтекст теперь не ситуативен. Костюм — многожанровое явление в пределах одного текста. Сопряжение жанровых установок усложняет персонаж и обнажает авторскую позицию.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |