В монографии Н.М. Абиевой «Поэтика костюма в прозе А.П. Чехова» на материале прозаических произведений (1881—1903 гг.) и эпистолярного наследия писателя (1875—1904 гг.) системно исследуется динамика функций костюма от ранней прозы к зрелой с учетом мифопоэтического, жанрологического и нарратологического аспектов. В работе предложен комплексный подход к анализу костюмного кода в прозе А.П. Чехова в хронологическом и поэтологическом аспектах, позволяющий уточнить представления о чеховской художественной системе.
Издание адресовано специалистам филологического профиля, культурологам, учителям-словесникам школ, гимназий, студентам и аспирантам вузов, а также всем, интересующимся русской литературой.
Содержание
Глава I. Теоретико-методологические аспекты изучения поэтики костюма
- 1.1. Семантический комплекс одежда-костюм-мода
- 1.2. А.П. Чехов: эстетика костюма
Глава II. Костюм в прозе А.П. Чехова: от одномерности к усложнению смысла
- 2.1. Характерологическая деталь и наращивание смысла
- 2.2. Костюмная мотивика: «Встреча весны. Рассуждение»
- 2.3. Костюм в сюжете: мотив переодевания
- 2.4. Сюжетообразующая функция костюма («Драма на охоте»)
- 2.5. Костюмная деталь и «пучок значений»
Глава III. Поэтика костюма в поздней прозе А.П. Чехова
- 3.1. «Рассказ неизвестного человека»: костюм в игре с архетипами
- 3.2. Поэтика костюма: текст и подтекст («У знакомых»)
- 3.3. Костюмная парадигма новеллы «Дом с мезонином». Мифопоэтика костюма
- 3.4. Костюм в мифопоэтической модели мира («В овраге»)
Глава IV. Костюмные «переклички» в прозе А.П. Чехова: «мерцание» смысла