Вернуться к Н.М. Абиева. Поэтика костюма в прозе А.П. Чехова

Глава IV. Костюмные «переклички» в прозе А.П. Чехова: «мерцание» смысла

В предыдущих главах был использован подход, сочетающий, с одной стороны, раскрытие аспекта динамики «костюмной поэтики» в прозе А.П. Чехова в соответствии с логикой развития его творчества, с другой, микропоэтику — анализ костюмных деталей, несущих в себе информацию о целом. В IV главе, отступающей от историко-хронологического принципа исследования, преобладает поэтологический подход, рассматривающий костюм в аспекте метапоэтики.

Костюм в прозе А.П. Чехова существует в межтекстовых связях. Превратившись в мотив, он, сохраняя свою семантику, тянет смыслы, закрепленные за ним, в другой текст.

Существенно, на наш взгляд, замечание В. Хализева о семантической насыщенности мотива и о его неполной эксплицитности: мотив оказывается «полуреализованым в тексте, явленным в нем неполно» [Хализев, 2002, с. 302]. Знаковые детали, являющиеся семантическими узлами, создают «мерцание» смысла в тексте.

«Визуализированное» (в ранней прозе это просто живописное пятно) усложняется за счет «сопредельных» элементов (акустика, ольфакторика), размываясь в них. Возникает синестезийный эффект1 на основе семантического сдвига в репрезентации костюма.

Костюм включается в мотивный комплекс, существуя в мерцании разнообразных (символических, архетипичных, интертекстуальных) смыслов в сюжете.

Примечания

1. См. о синестезии в драме: Афанасьева Э.М. Синестезийный аспект комедии А.П. Чехова «Вишневый сад» / Э.М. Афанасьева, М.Е. Поселенов // Вестник Кемеровского государственного университета. 2012. № 4—3 (52). С. 51—54. См. также: Галеев Б.М. Синестезия в эстетике и поэтике символизма // Синтез в русской и мировой художественной культуре: материалы Четвертой науч.-практ. конф., посвящ. памяти А.Ф. Лосева. М.: МГПУ, 2004. С. 50—55.