Вернуться к Н.М. Абиева. Поэтика костюма в прозе А.П. Чехова

Глава II. Костюм в прозе А.П. Чехова: от одномерности к усложнению смысла

Ранние произведения А.П. Чехова1 (1881—1888 гг.) удивительны своей краткостью, достигнутой обрисовкой персонажей несколькими штрихами. Лаконизм чеховского повествования не сразу был оценен современными писателю критиками: некоторые считали, что форма короткого рассказа мешала Чехову полно изображать героев и делать их поступки убедительными.

Краткость слога — неизменное требование автора: «Чем теснее, чем компактнее, тем выразительнее и ярче» (П VIII, с. 171). А.П. Чудаков отмечает насыщенность чеховского мира вещами, художественными деталями [Чудаков, 1971]. А. Дерман акцентирует внимание на «композиционном лаконизме» писателя, который достигается «расстановкой вех», а также поэтикой «конца без развязки» и пропорцией между количеством фигур в произведении и размером его [Дерман, 1959, с. 84]. Дерман «лаконизм стиля» видит в детали, как одной из «ударных» характеристик в повествовании.

Примечания

1. Ранние рассказы не всегда приковывали внимание литературоведов, напр., Д.П. Мирский в книге «История русской литературы с древнейших времен до 1925 года» так говорит о чеховской прозе: «Это было просто банальное шутовство, и рассказы Чехова не слишком выделялись на общем фоне, хотя и отличались более высоким уровнем мастерства» [Мирский, 1992, с. 556].