Вернуться к О.В. Коммиссарова. «Вечные образы» в творчестве А.П. Чехова

Выводы

1. Основанием для соотнесения целого ряда чеховских героев, в первую очередь, людей науки, с Фаустом становится наличие в их духовном опыте тяжелейшего кризиса, вызванного кардинальной сменой способов взаимодействия человека с миром: герой Фауст вдруг ощущает свою абсолютную потерянность в бессмысленном и равнодушном мире, который раньше казался ему радостным и понятным. Новое мировосприятие, противоречащее прежним гуманистическим идеалам его носителя, порождает уныние, тоску, разочарование, иногда озлобленность по отношению к окружающим.

2. В отличие от гетевского Фауста, для которого кризис и вызванные им чувства становятся лишь исходной точкой в его движении к постижению «прекрасного мгновения», «фаустовское» разочарование приходит к чеховским героям в момент максимального духовного подъема, становясь внешне не мотивированным итогом разумной и правильной с гуманистической точки зрения жизни ученого или общественного деятеля. Иными словами, чеховский Фауст — это Фауст до заключения пакта с Мефистофелем.

3. В русской традиции образы Гамлета и Фауста поразительно близки друг другу. В особенности это положение применимо к творчеству Чехова. Его Гамлеты и Фаусты являют собой различные грани проходящего через все творчество Чехова героя, отличительной чертой мировосприятия которого становится неуклонное стремление к проникновению в смысл своего «непостигаемого бытия».