Вернуться к О.В. Коммиссарова. «Вечные образы» в творчестве А.П. Чехова

Выводы

Понятие «русский Гамлет» и «лишний человек», введенные И.С. Тургеневым, получили в русской литературе XIX в. широкое распространение. Чехов, обращаясь к данной проблеме, соприкасался со сложившейся богатой литературной традицией, но тем не менее в его творчестве тип героя-Гамлета подвергся существенному переосмыслению. Чехов расширяет и углубляет понятие гамлетизм. Традиционно под гамлетизмом понимается совокупность особенностей душевного облика героя, соотносимых с соответствующими чертами характера шекспировского Гамлета. Гамлетизм чеховских героев основан на сопоставлении с Гамлетом не столько на уровне характера, сколько на уровне мировосприятия. Причем в мировосприятии Гамлета на первый план выходит идея разлада времен, разрушения гармоничного мира и нарушения традиционной связи вещей. Отсюда чеховские Гамлеты — это прежде всего люди, ощущающие свою потерянность в мире и выпадающие из общего жизненного потока. В таком контексте можно употребить и понятие «лишний человек» применительно к героям Чехова: чеховские Гамлеты — герои, осознающие себя ненужными и лишними в трагическом повторяющемся ходе жизни. Жизненный разлад осмысляется в драме Шекспира как событие исключительное и этапное, у Чехова он приобретает обыденный, затянувшийся и повторяющийся характер: его Гамлеты на обыденном уровне повторяют высокие трагические переживания шекспировского Гамлета. При этом в творчестве Чехова всегда сохраняется возможность и более простого, традиционного осмысления гамлетизма героев. Сложное сочетание двух линий в толковании характера русского Гамлета отражает двойственную позицию Чехова по данному вопросу. Важным для писателя становится также этический компонент, утверждение которого усиливается от раннего к позднему творчеству Чехова. В финалах пьес на сумрачно-обыденном фоне отчетливо звучит идея мужественного претерпевания жизни и вечного поиска мировой гармонии.

Широкое, философское, близкое к экзистенциальному понимание гамлетизма, воплотившееся в произведениях Чехова носит, скорее, интуитивный, а не осознанный, научный характер, но оно оказывается закономерным в русле идейно-философских исканий конца века, связанных с усилением экзистенциальности мышления и переосмыслением классических гуманистических традиций русской литературы XIX века. Трагедию Шекспира «Гамлет» каждая эпоха читает по-своему. Для классицизма — это история придворных интриг, для романтизма — бунт героя-одиночки против враждебного ему мира. Возникновение интереса к Шекспиру в реалистической литературе связано с усилением внимания к идее личности. Шекспир начинает интересовать литераторов и широкие круги интеллигенции не только как драматург, но и как психолог, художник, раскрывающий в своем творчестве проблема личностей крупного масштаба. Гамлетизм в понимании Тургенева отражает гуманистическо-психологическое прочтение драмы Шекспира 19-м веком. 20-й век связан с философским экзистенциальным прочтением «Гамлета». Творчество Чехова, в котором преломились и психологическое, и первая попытка философского толкования шекспировской пьесы, оказывается таким образом своеобразным мостиком между осмыслением темы Гамлета XIX и XX веком.