Вернуться к Круг общения

Михаил Александрович Чехов

Чехов Михаил Александрович (1891—1955) — выдающийся драматический актер театра и кино, театральный педагог, режиссёр, автор известной книги «О технике актера». Племянник писателя Антона Павловича Чехова, третий сын его старшего брата Александра Павловича Чехова и его второй жены, Натальи Александровны Гольден (1855—1918). В середине 1890-х годов во время приездов в Санкт-Петербург Антон Павлович Чехов часто бывал в гостях в доме старшего брата на Невском проспекте. Там он и познакомился с племянником, о котором в письме сестре Марии Павловне от 7 февраля 1895 года написал: «...Миша удивительный мальчик по интеллигентности. В его глазах блестит нервность... Я думаю, что из него выйдет талантливый человек». Чехов не ошибся: сын его старшего брата был необычайно одаренным человеком. В 1907 году, еще при жизни отца, Михаил поступил в театральную студию Малого (Суворинского) театра, а в 1912 году сам Константин Сергеевич Станиславский после прослушивания зачислил его в труппу Московского художественного театра. «Племянник Антона Павловича Миша Чехов — гений», — сказал он тогда Владимиру Ивановичу Немировичу-Данченко.

Биография

Михаил Александрович Чехов родился 29 августа 1891 года. В 1907 году поступил в театральную школу Петербургского Малого (Суворинского) театра, где одними из его наставников были Борис Глаголин и Владимир Сладкопевцев (чьи роли он играет на сцене Суворинского театра, в частности, роль Тусика в спектакле «Дачные барышни»). В 1912 году Михаил Чехов был приглашен К.С. Станиславским в Московский Художественный театр и зачислен в филиальное отделение. Через год в Первой студии МХТ стал работать под руководством Л.А. Сулержицкого и Е.Б. Вахтангова.

Выдающиеся актерские способности Михаила были очевидны, но родством с Антоном Павловичем его еще попрекали долго — коллеги делали это в шутку, но некоторые зрители вполне серьезно. Доходило до анекдотов. Однажды в МХТ во время спектакля «Вишневый сад», где Михаил Чехов играл Епиходова, какой-то купчик из партера указал на актера пальцем и крикнул во весь голос: «Вот он! Нет, вы подумайте: сам же пишет и сам же играет!». Играл же Михаил Чехов так, что его спектаклей не могли забыть даже самые искушенные зрители. В 1921 году играет Хлестакова в знаменитой постановке «Ревизора» (реж. Станиславский и Немирович-Данченко). В истории русского театра Михаил Александрович Чехов считается одним из лучших создателей этого образа. В статье, посвященной гастролям МХТ в Праге в 1921 году, Карел Чапек писал о нем так:

Как воздать должное этому тончайшему интеллигентному уму, этому актеру, который в течение целого вечера, выступая на чужом для нас языке, в чужой для него, иностранной пьесе, смог проявить себя столь необыкновенно, стать из ряда вон выдающимся явлением <...>. У Чехова нет никакого «внутри, все обнажено, ничего не скрыто, все импульсивно и резко, с огромной динамикой выливается в игру всего тела, всего этого тонкого и дрожащего клубка нервов.

В 1922 году Михаил Александрович возглавил Первую студию, которая в 1924 году была преобразована в МХАТ 2-й. Еще в 1918 году создал свою студию, где занимался исследованием актёрской психотехники (находясь под сильным влиянием антропософских учений Р. Штайнера и А. Белого). Он был убежденным последователем Рудольфа Штейнера. Считал антропософию источником духовного возрождения и вместе с тем способом развития актерского мастерства. Встречу с ней он называл «самым счастливым периодом в своей жизни». В то же время он начал сниматься в кино. Одной из лучших киноролей Чехова, сыгранных им в России, была главная роль в фильме Якова Протазанова «Человек из ресторана» (1927). В основу сценария положена одноименная повесть Ивана Шмелева.

Первой женой Чехова была актриса Ольга Константиновна Книппер, племянница Ольги Леонардовны, ставшая впоследствии в Германии знаменитой актрисой. Их дочь Ольга и внучка Вера также стали актрисами. В 1928 году, возрасте 37 лет, Михаил Чехов эмигрировал в Германию. В 1929—1930 годах снялся в трёх фильмах, работал в театре Макса Рейнхардта. В 1930 году попытался организовать театр в Чехословакии, но, получив отказ в субсидии, переехал в Париж. Выступал на сцене европейских драматических театров.

С 1939 года Михаил Чехов жил в США, создал там свою актёрскую школу, которая пользовалась огромной популярностью. В его студии занимались звезды Голливуда, среди которых были Грегори Пек, Мэрилин Монро, Энтони Куинн, Ингрид Бергман, Юл Бриннер и Клинт Иствуд. Школу называли «кузницей театральных талантов». Михаил Чехов время от времени снимался в кино, в 1945 году за роль доктора в фильме Альфреда Хичкока «Завороженный» он был номинирован на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана. Он пробовал свои силы и в качестве режиссера, и местная пресса называла его постановщиком европейского масштаба. В последние годы жизни Чехов работал над книгами «О технике актера» и «Жизнь и встречи», в которых систематизировал весь свой опыт работы в театре.

Умер Михаил Александрович Чехов 1 октября 1955 года в Беверли-Хиллз (штат Калифорния). В некрологах писали о том, что «мировой театр потерял одного из крупнейших изобразителей сложных человеческих эмоций». Урна с его прахом захоронена на кладбище Форест-Лон-Мемориал («Лесная поляна») в Голливуде.

Актриса Театра комедии Елена Владимировна Юнгер, рассказывая о своих встречах с Чеховым в США, вспоминала, что однажды он ей признался: «Знаете, я сейчас переживаю самую огромную, самую страстную и самую безнадежную любовь своей жизни... я влюблен в русский театр».

Михаил Александрович Чехов

Михаил Александрович Чехов

Михаил Александрович Чехов

Михаил Александрович Чехов