Настоящее исследование посвящено изучению отношений живописной семиотической системы с литературным текстом как интермедиальному явлению и приемов живописи как средству организации текста в прозе А.П. Чехова. В книге представлен системный анализ вопросов присутствия живописи в прозе А.П. Чехова и отношениям между этими семиотическими системами. Техника А.П. Чехова, с помощью которой литературный текст становится явлением интермедиальным, синтезируя в себе знаковые системы живописи, опирается на экфрасис (явление межсемиотических переходов). Актуальность работы обусловлена растущим интересом к медиа-теориям и синтезу различных видов искусства в рамках одного литературного произведения, а также экфрасису. В работе проанализированы примеры, из которых видно, как для Чехова-прозаика характерно постоянное обращение к переводу живописного в словесное. Экфрасис, как прием интермедиальной поэтики, становится стратегией авторской техники письма и постоянной практикой писателя.
Содержание
Глава 1. Интермедиальность в литературоведении: взаимодействие литературы и живописи
- 1. Понятие интермедиальности в современном литературоведении
- 2. Роль формализма в интермедиальных теоретических установках
- 3. Экфрасис как приём интермедиальной поэтики
- 4. Особенности литературного импрессионизма в контексте интермедиальной поэтики
Глава 2. Интермедиальные особенности прозы А.П. Чехова
- 1. Степень изученности чеховской прозы в аспекте интермедиальной поэтики
- 2. Классификация чеховского экфрасиса
Глава 3. Приёмы живописи в чеховском тексте
- 1. Средства и приёмы живописи в рассказе «Жёны артистов» (1880)
- 2. Интермедиально-экфрастическая репрезентация «спящей» Таракановы в рассказе «Пустой случай» (1886)
- 3. Импрессионистические черты в рассказе «Красавицы» (1888)
- 4. Интермедиальные образы в рассказе «Попрыгунья» (1892)
- 5. Приёмы живописи в повести «Три года» (1895)
- 6. «Дом с мезонином (Рассказ художника)» (1896): импрессионизм в рассказе художника и повести А.П. Чехова
- 7. Приёмы импрессионизма в повести «В овраге» (1899)