Вера Зубарева ставит перед собой весьма непростую задачу — и мало ни много, разработатъ поэтику драматического характера в качестве альтернативы традиционному, основанному на сюжетной линии, аристотелиевскому подходу. В основе авторского видения литературного героя лежит утончённое понимание человеческого существа как органичной, разумной системы, способной к обучению и обладающей возможностями творческого взаимодействия с включением психологических механизмов (в лучшем смысле этого слова), т. е. механизмов, генерирующих различные типы потенциала индивидуумов. Чехов в этом прочтении предстаёт совершенно в новом свете.
Содержание
I. Теория и методология
- Творчество Чехова и системный подход
- Позиционный стиль в шахматах и литературе: новаторство Чехова
- Формирование художественной позиции («Скрипка Ротшильда», «Дама с собачкой», «Дуэль»)
- Чеховская комедия нового типа
- Принятие решений и потенциал литературного героя
- Пространство действия и имплицитное пространство
II. Интерпретации
- Настоящее и будущее Егорушки: «Степь» в свете позиционного стиля
- «Комплекс Ариадны», или «Вырождение» по Шамохину
- Мушки, серебряки и дым: смерть Чеховского героя и структура оценок
- Конец Медвежьей страны (Об имплицитном пространстве «Чайки»)
- «Дядя Ваня»: «Илиада» деревенской жизни
- «Три сестры»: войско без генерала
- «Вишневый сад»: карусель всея Руси (К вопросу о парадигме купли-продажи в пьесе)
III. Приложение