Книга посвящена анализу неочевидных смысловых структур, присутствующих во многих романах Достоевского и пьесах Чехова. Неочевидные смысловые структуры выявляются с помощью определенных процедур на фоне подчеркнутого внимания к тому, в какой именно форме представлены действия и высказывания персонажей и к той обстановке, в которой они совершаются. Авторская персональная онтология и мифология — вот главный предмет исследования.
Книга адресована филологам, философам, искусствоведам, культурологам, всем, кто интересуется вопросами психологии творчества и теоретической поэтики.
Содержание
Часть первая
- О символах Достоевского
- Вверх и вниз
- Еще раз о «тайне» заклада
- «Порча пальцев» у Достоевского
- «...Устроить и поправить на старухины деньги...» («Игрок» и «Преступление и наказание»)
- Преступление Раскольникова. О двух возможных параллелях
- Раскольников и Тентетников
Часть вторая
- Пьесы Чехова
- Чехов в футляре
- «Слово» и «дело» в «Дяде Ване»
- Чехов: начало и конец текста
- Чехов. Солнце в финалах
- ...Едва узнаем друг друга (быстрое старение у Чехова)
- Время «Вишневого сада»
- Возвращение Каштанки
- Запахи и звуки у Чехова (власть приема)
- Вокруг дуэли: от Пушкина к Чехову
- Зрение и слух в «Чайке» и «Гамлете»
- «Каштанка» и Гоголь
- В саду раздавался топор дровосека (пьесы Чехова и романы Достоевского)
- Яблони на работе (Платонов и Чехов)
- «Вот снег идет» (понять Чехова)