В монографии творческий путь А.П. Чехова прослежен через эволюцию пространственной картины мира, отражающую изменение его мировоззрения и поэтики. Предлагаемая периодизация обусловливает во многом новую трактовку большого количества произведений как прозы, так и драматургии. Чехов показан в контексте естественнонаучной и философской мысли его времени и в сопоставлении с широким кругом русских и зарубежных авторов (Гоголь, Тургенев, Достоевский, Толстой, Флобер, Золя. Мопассан, Ибсен, Гауптман, Шоу, Горький. Бунин. Куприн, Андреев и др.), что позволяет проследить некоторые существенные тенденции литературно-культурного процесса XIX—XX веков.
Книга адресована литературоведам, студентам филологических факультетов, всем тем, кто интересуется творчеством Чехова и историей литературы и культуры.
Содержание
Глава 1. Творчество 1880-х годов. Пространственная модель экзистенциального трагизма
- 1.1. Степь как «основной топос» в прозе Чехова 1880 годов
- 1.2. Драмы 1880 годов: формирование онтологической модели «новой драмы»
Глава 2. Путешествие на Сахалин. Онтологизация мира
- 2.1. Рождение новой онтологии в сибирском пространстве
- 2.2. «Остров Сахалин» как выражение нетрагического антропоцентризма
- 2.3. Сибирь и Сахалин в художественном творчестве Чехова
Глава 3. Послесахалинский период (1890—1896). Пространственная модель диалога с миром
- 3.1. Смысловой спектр морского комплекса в реалистической прозе второй половины XIX века
- 3.2. «Морская» архитектоника в послесахалинской прозе Чехова
- 3.3. Антропоцентрическая пространственная структура послесахалинской прозы Чехова
- 3.4. Личностная топология конфликта в драматургии послесахалинского периода («Чайка», «Дядя Ваня»)
Глава 4. Кризис 1897 года: ассимиляция человека материальным миром и ее преодоление
- 4.1. Переосмысление роли антропного фактора в прозе кризисного периода
- 4.2. Темпорализация пространства в драме «Три сестры»
Глава 5. Последний период творчества (1899—1904). Онтологическая интеграция человека в мире