Монография представляет собой попытку применения бахтинской теории речевых жанров к изучению поэтики художественного текста. На материале всего чеховского творчества исследуется специфика функционирования информативных, риторических, императивных, экспрессивных и фатических жанров, в том числе спора, проповеди, просьбы, приказа, жалобы, исповеди и др. Описание особенностей изображения Чеховым речевых жанров сочетается с исследованием стоящих за ними интерсубъективных и социальных категорий. Автор демонстрирует имплицитное понимание Чеховым пределов возможностей человеческого языка, самовыражения и понимания другого.
Содержание
Глава 1. Метод, материал и задачи исследования
- 1.1. Переосмысляя теорию речевых жанров М.М. Бахтина
- 1.2. Теория речевых жанров и литературоведение
- 1.3. Смешение / смещение жанров и порождающие механизмы чеховского текста
Глава 2. Информация и референция. Информативные речевые жанры
- 2.1. Информация vs. этика
- 2.2. Чеховская «семиотика»: старение / стирание знака
- 2.3. Омонимия знаков. Референциальные иллюзии
- 2.4. Информативно-аффективные жанры. Спор. Герой и идея
- 2.5. Споры в «Моей жизни»: этика vs. познание
Глава 3. Риторика и право. Аффективные речевые жанры
- 3.1. Риторика у Чехова
- 3.2. «Враги»: мелодрама, риторика, горе
- 3.3. Проповедь и право
- 3.4. «Дуэль»: проповедь in extremis
Глава 4. Желание и власть. Императивные речевые жанры
- 4.1. Просьба: столкновение желаний
- 4.2. Приказ и власть
- 4.3. Ролевое поведение у Чехова
- 4.4. Абсурдная иерархия: равенство неравных
Глава 5. Сочувствие и искренность. Экспрессивные речевые жанры
- 5.1. Жалоба и сочувствие
- 5.2. Исповедь. Обвинение себя и других
- 5.3. «Ариадна»: искренность и самооправдание
Глава 6. Контакт и условия коммуникации. Фатические речевые жанры