В книге Радислава Лапушина исследуется поэтическое начало прозы и драматургии Чехова. Центральное место в ней принадлежит понятию «промежуточности», которое характеризует основные особенности чеховского стиля. Автор предлагает оригинальный подход, позволяющий по-новому интерпретировать как отдельные произведения писателя, так и все его творчество в целом. Книга предназначена для специалистов в области литературоведения, студентов и всех, кто интересуется Чеховым.
Содержание
Предисловие к русскому изданию
Вместо введения. Поэзия прозы
- «Неприятный звук старых рельсов»: концепция промежуточности
- «На скамье, недалеко от церкви»: «Дама с собачкой»
- Приближаясь к дому: «Пустой случай»
Часть I. Среди оттенков смысла: малый контекст
Глава 1. Предложение-стих: теснота ряда
Глава 2. Абзац-строфа: сеть взаимоотношений
- «Мороженые яблоки»: развитие через возвращение
- «Радугой в сетях паука»: лирический микросюжет
- «Темная» зима и «томные» леса: примирение оппозиций
- «Тень с неопределенными очертаниями»: распад и восстановление
- «Кто там?»: неопределенность субъекта
Часть II. Среди оттенков смысла: большой контекст
Глава 1. Образ — мотив — мир
- «Протягивая к огню руки»: образ в развитии
- «Частица» и «волна»: двойственность образов («Степь»)
- Между «здесь» и «там»: нелокальность образов (не только «Степь»)
- Образ как место встречи: «Черный монах»
- Стадии семантического обмена: «Доктор»
- Между явью и сном: пограничная реальность (I)
- «Не спишь, но видишь сны»: визионеры
- Ночная сторона: «Страхи»
- Между обыденным и таинственным: пограничная реальность (II)
Глава 2. От «облаков пыли» к «облакам на горизонте»: «Красавицы»
Глава 3. Между «океаном» и «небом»: пространственные рифмы
- В поисках «смысла» и «жалости»: «Гусев»
- «Сквозь тысячи верст этой тьмы»: «Убийство»
- «Жить» и «не жить»: «В родном углу»
- Вместо заключения. Разговор на другой планете
Приложения