Вернуться к Публикации

Г.П. Бердников. А.П. Чехов. Идейные и творческие искания

Книга члена-корреспондента АН СССР Г.П. Бердникова рассказывает об идейных и творческих исканиях А.П. Чехова. Это — своеобразная духовная биография писателя, история его гражданского и творческого самоопределения, материалом для которой автору послужило все творческое наследие А.П. Чехова.

Содержание

От автора

Начало творческого пути

  • I. Общие замечания
  • Особенности идейной позиции начинающего писателя. Чехов и юмористическая пресса 80-х годов. Проблема творческой оригинальности Антоши Чехонте, Чехов наследник великих традиций русской литературы, Чехов — редактор своих произведений. Чеховские пародии. Зарождение тем, мотивов и стилистических принципов зрелого творчества писателя.

  • II. Чехов и Щедрин
  • Тема «Чехов и Щедрин» в советском литературоведении. Чехов в кругу почитателей Щедрина, «Щедринизмы» в раннем творчестве Чехова. «Щедринские» миниатюры Чехова и их значение в творческих исканиях писателя. Щедрин в оценках Чехова. Существенное различие художественной манеры Чехова и Щедрина. От «щедринских» миниатюр к «Унтеру Пришибееву». Роль Щедрина в идейном формировании молодого писателя.

  • III. Комедия нравов
  • Проблема социальной типологии человеческих характеров в раннем творчестве писателя. «Хамелеон» как классический образец основного цикла юмористических рассказов Чехова. Комедия господствующих нравов в ранних произведениях писателя («Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Маска», «На гвозде» и др.). Тема «маленького человека» в русской литературе и в юморе Чехова, Гоголь, Герцен, Щедрин, Толстой о неразумности существующих социальных отношений. Роль просветительских идей в раннем творчестве Чехова.

  • IV. К большим темам современности
  • У истоков чеховской лирики. «Цветы запоздалые», «В рождественскую ночь», «Слова, слова и слова» и др. Эволюция чеховского гуманизма, Рассказы об угнетенных и обездоленных. От рассказа «Слова, слова и слова» к «Хористке». Выход к теме народа. Проблема «народа исторического» и «народа как воплощения идей демократизма». Поиски Чеховым нового подхода к изображению народной жизни Крушение патриархальных нравственных устоев народной жизни в русской литературе. Рассказ «Барыня». Общие особенности рассказов Чехова из жизни народа.

  • V. Рассказы о мужиках
  • Тургеневские «Записки охотника» и развитие народной темы в русской литературе. Тургеневские традиции и традиции разночинно-демократической литературы в так называемых чеховских «Записках охотника» («Он понял», «Агафья», «Егерь», «Художество», «Рано», «Свирель»). Чехов о гуманистических началах народной жизни. Проблемы социальной психологии русского мужика. Трагикомедия из крестьянской жизни («Злоумышленник», «Ты и вы», «Темнота», «Беглец») и традиции Решетникова, Слепцова и Левитова. Рассказы о народном горе и народной мечте о свободе и счастье («Горе», «Мечты», «Счастье»).

  • VI. «Степь»
  • Идейный смысл рассказов Чехова о детях. Их стилистические особенности. «Степь» — начало нового этапа в творческой биографии писателя и итог пройденного пути. Проблема выхода в «большую литературу». Работа над романом. Советы и пожелания Григоровича. Определение проблемы и жанра нового произведения. Общий замысел, положенный Чеховым в основу повести, и его осуществление. Идейные и стилистические особенности повести. Развитие в повести идей и стилистических принципов циклов рассказов о детях и рассказов из жизни народа. Образная и композиционная структура повести. Проблема человеческого счастья. «Стень» в восприятии современников. Новые творческие задачи.

Идейные и творческие искания конца восьмидесятых годов

  • VII. Годы перелома. «Иванов»
  • Переломный 1888 год. Новые темы и новые творческие проблемы. Сильные и слабые стороны общественно-политических взглядов писателя. Сотрудничество в «Новом времени». Борьба Чехова «на два фронта». Чеховские иллюзии и заблуждения. Чехов и Н.К. Михайловский. Путь Чехова к театру. Проблема «лишнего человека» восьмидесятых годов в трактовке Чехова. Творческая история «Иванова». «Иванов» в оценке современников. Осознание писателем в процессе работы над «Ивановым» проблемы мировоззрения как основной и решающей в творческой деятельности.

  • VIII. Проблема пессимизма. Чехов и Гаршин
  • Политический скептицизм Чехова и его понимание объективности художественного творчества. Проблема пессимизма в повести «Огни». Противоречивость авторской позиции и ее отражение в повести. Проблема пессимизма в публицистике и критике восьмидесятых годов. Полемика в связи со смертью В.М. Гаршина. Статья Г. Успенского. Оппоненты Г. Успенского. Вторая редакция его статьи. Рассказ Чехова «Припадок». Человек гаршинского склада в «Припадке». Гаршинские мотивы в чеховском рассказе. Скрытая полемика Чехова с творчеством Гаршина. Преодоление Чеховым исторической ограниченности художественного метода Гаршина.

  • IX. Чехов и Короленко
  • Литературные симпатии и антипатии Чехова. Чехов и Короленко в их личных взаимоотношениях и характеристиках. Близкие Чехову особенности творчества Короленко. Рассказ Короленко «Соколинец». Статья Л.Е. Оболенского о творчестве Чехова и Короленко. Короленко об «ультрареализме» современной литературы. Критическое отношение Чехова к творчеству Короленко. Что вызывало взаимное тяготение и творческие разногласия Чехова и Короленко. Закономерность сближения Чехова с Л.Н. Толстым.

  • X. Чехов и Толстой. Идея всеобщей любви
  • Противоречивость процесса сближения Чехова с Толстым. Отношение Чехова к философии Л.Н. Толстого. Творческое сближение Чехова с Толстым во второй половине восьмидесятых годов. Рассказ «В суде» и другие «толстовские» рассказы Чехова. Чехов об идее непротивления злу насилием («Хорошие люди», «Встреча»). Рассказ «Казак» в ряду психологических этюдов на толстовские темы. Проблемы «правды» чувства и «правды» рассудка. Рассказы «Нищий», «Миряне», «Любовь», «Беда» и идея всепрощающей любви. Толстовские мотивы в рассказах «Беда», «Серьезный шаг» и др. «Гипнотизм» толстовского влияния, поиски писателем самостоятельного творческого пути.

  • XI. Чехов и Толстой. «Именины» и другие рассказы
  • Рассказ «Именины» — новая веха в творческой биографии писателя. Дальнейшее сближение с Толстым. Борьба против сил, разъединяющих, по мнению Чехова, людей. Противоречивость идейной позиции Чехова. Его ошибки и заблуждения. Крушение иллюзий относительно действенности нравственной проповеди («Припадок»). Рассказы «Сапожник и нечистая сила», «Сказка». Отражение противоречивости чеховских взглядов в рассказе «Княгиня».

  • XII. «Скучная история»
  • Замысел «Скучной истории». «Скучная история» и «Смерть Ивана Ильича» Л.Н. Толстого. Николай Степанович и его духовная драма, Идея активной, действенной любви. Истоки и смысл «злых мыслей» профессора. Драма Кати и общественно-политическая обстановка восьмидесятых годов в освещении Н. Шелгунова. «Скучная история» — итог идейных и творческих исканий Чехова конца восьмидесятых годов.

  • XIII. «Леший». Идейный и творческий кризис
  • От «Скучной истории» к «Лешему». Идея мира между людьми и политический скептицизм писателя. Принципиальное отличие «Лешего» от «Скучной истории». Все обостряющееся недовольство писателя своим творчеством. Что повлекло Чехова на «каторжный остров». Рассказ «Черти».

Начало девяностых годов. Новые идеи и темы

  • XIV. Итоги сахалинского путешествия
  • Новая политическая атмосфера в стране. Пробуждение общественной активности Чехова. Идейное возмужание писателя. Работа над книгой «Остров Сахалин». Идейные основы книги о «каторжном острове». Сахалинские впечатления в рассказе «Гусев». Рассказ «Бабы» и проблема социальных истоков уголовных преступлений.

  • XV. Итоги сахалинского путешествия. Проблемы этики
  • Этические проблемы в научной и критической литературе конца восьмидесятых — начала девяностых годов. Вопросы нравственности в «Очерках русской жизни» Н. Шелгунова. Основная этическая проблема «каторжного острова» в понимании Чехова. Повесть Чехова «Дуэль». Полемика с «Крейцеровой сонатой» Толстого. Старый герой русской литературы в новом обличье. Теория фон Корена и идеи социальных дарвинистов. Основные выводы повести.

  • XVI. Итоги сахалинского путешествия. «Палата № 6»
  • Сахалинские впечатления в «Палате № 6». Судьба человека в обществе, где насилие воспринимается как разумная и целесообразная необходимость. Доктор Рагин, его философия и жизненная практика. Социальные истоки рагинщины. Можно ли считать Громова персонажем близким Л.Н. Толстому. Громов и его предшественники в творчестве Чехова. Новое в изображении человека шестидесятых годов. Что могло понравиться Л.Н. Толстому в «Палате № 6». Начало коренного расхождения Чехова с Толстым. Черты, роднящие рагинщину и толстовство. Борьба Чехова против «азиатчины» в русской жизни.

  • XVII. «Рассказ неизвестного человека»
  • Исторически типическое в Неизвестном человеке. Полемика вокруг вопроса о «мрачных» и «бодрящих» впечатлениях русской жизни. Преступление и наказание Неизвестного человека. Драма обывательского безыдейного существования. Новое выступление Чехова против «азиатчины». Идея борьбы. Дальнейший отход писателя от морализма и абстрактного гуманизма. Новый подход к решению нравственных вопросов. Полемика с «Крейцеровой сонатой» Л. Толстого.

  • XVIII. Старые темы в новом освещении
  • От философских раздумий и кропотливому анализу действительности. Созревание нового подхода к явлениям действительности («Дуэль», «Жена»). От зарисовки характеров к их объяснению. «Бабье царство». Драма человека, «попавшего не на свою улицу». От комедии нравов в рассказах восьмидесятых годов к изображению трагедии социального бытия. Рассказы «В усадьбе», «Супруга», «Анна на шее». Повесть «Три года». Уточнение социальной сущности тюремного строя жизни, а вместе с тем и идеи борьбы. Новый подход к старой теме пробуждения самосознания. Рассказы «Горе» и «Скрипка Ротшильда». «Учитель словесности». Причины отрицания Чеховым благости личного счастья. Выдвижение на первый план общественных проблем. Проблема нравственного долга.

На рубеже двух веков

  • XIX. Размышления о маленькой пользе
  • Новая оценка писателем идейного достояния своих современников. «Дом с мезонином». Две правды — правда коренной неустроенности жизни народа и «правда» посильного служения народу. Осуждение узости и черствости в человеческих отношениях, узости и эгоизма в делах общественных. Толстовские и народнические призывы к жизни «трудами рук своих». «Моя жизнь». Конфликт Мисаила с существующим строем. Неумолимое деление людей на два лагеря. Личная драма Мисаила. Прогрессистские теории Благово и судьба Клеопатры. Развенчание всяческих иллюзий в зрелом творчестве Чехова. В.И. Ленин о первой обязанности людей, ищущих путей к человеческому счастью.

  • XX. От «Лешего» к «Дяде Ване»
  • Возвращение к драматургическому творчеству. «Чайка». Проблемы искусства, художественного творчества и общественного бытия в пьесе. Споры о дате написания «Дяди Вани». «Дядя Ваня» — радикальная переработка «Лешего». Драма Астрова и ее социальный смысл. Новое освещение драматической коллизии «Иванова» в «Дяде Ване». Драма обыденного течения жизни. Драматургическая структура «Чайки» и «Дяди Вани». Значение чеховской борьбы против иллюзий, обманов и самообманов своих современников.

  • XXI. «Мужики»
  • Проблема народа в годы творческой зрелости Чехова. Полемика по вопросу о народе. В.И. Ленин о народническом прожектерстве. «Несколько лет в деревне» Н.Г. Гарина-Михайловского в оценке Чехова. Обращение писателя к тщательному анализу социальной психологии и социальных условий бытия русского мужика. Полемика вокруг «Мужиков» Чехова. Что объединяло Струве и Михайловского. Отношение к проблеме капитализма Чехова и его критиков. Чехов о пробуждении самосознания в среде мужиков. Миф о превосходстве Ольги и Николая над Жуковскими мужиками. Романтический характер чеховского народодюбия. Правдолюбцы из народа в произведениях Чехова. Значение чеховской формулы: «Все мы народ, и все лучшее, что мы делаем, есть дело народное».

  • XXII. Проблема человеческого счастья
  • Новое обращение писателя к общим вопросам человеческого бытия. Уточнение мысли о ненормальности социальных условий человеческого бытия. «Случай на практики», «На подводе». Представление писателя о русской жизни в повести «Степь» и рассказах конца девяностых годов. «В родном углу». Драма слияния человека со строем господствующих отношений. «Ионыч», «Крыжовник», «О любви», «Человек в футляре». Путь Чехова к новому пониманию проблемы человеческого счастья. «Дама с собачкой».

  • XXIII. Накануне революции. «Три сестры»
  • «Дама с собачкой» в оценках современной критики и М. Горького. Усиление критического отношения к действительности и «ноты бодрости и любви к жизни» в творчестве Чехова. «Три сестры» и их отличие от «Дяди Вани». Драма сестер Прозоровых. Вершинин, его философствования о будущем и его теория «мало-помалу». Возросшая требовательность Чехова к людям, проблема ответственности человека за свою жизнь. Характерные особенности финала пьесы.

  • XXIV. Накануне революции. «Вишневый сад»
  • Чеховский оптимизм и его истоки, художественные средства его выражения. Чеховское миропонимание и мироощущение в рассказах «Студент», «По делам службы» и других произведениях девяностых годов. Пробуждение человеческого самосознания в творчестве Чехова последнего периода. Рассказ «Архиерей». Предреволюционная атмосфера России в рассказе «Невеста». Творческая история рассказа. Романтическая струя в зрелом творчестве писателя. «Вишневый сад» — итоговое произведение Чехова. Новые принципы воспроизведения социальной действительности в пьесе. Основные темы чеховского творчества девяностых годов в «Вишневом саде». Тема новой жизни и ее художественное решение в пьесе.

Итоги

  • XXV. Чехов и русское литературное движение второй половины XIX века
  • Спорные вопросы развития реализма в русской литературе второй половины XIX века в советском литературоведении. Некоторые важнейшие особенности русской литературы этого периода. Литература сороковых и шестидесятых годов в оценках Щедрина. Сильные и слабые стороны историко-литературной концепции Щедрина. Единство и многообразие русской литературы критического реализма. О двух основных течениях в русской реалистической литературе шестидесятых-семидесятых годов. Дальнейшие судьбы этих двух направлений. Общественные сдвиги в восьмидесятых годах. Разночинно-демократическая литература в восьмидесятых и девяностых годах. Слияние и взаимообогащение двух основных направлений русской литературы. Особая роль Чехова в этом процессе.

  • XXVI. Традиции и новаторство в творчестве Чехова
  • Толстой и Горький о мировом значении творческих открытий и свершений Чехова. Чехов и великие традиции русской реалистической литературы. Критический пересмотр писателем идеологического достояния русского реализма, проверка жизнеспособности расхожих идей с материалистических и демократических позиций. Значение объективности, отказа писателя от иллюзорных идеологических концепций для развития реалистического искусства. Исторический оптимизм Чехова и его истоки. Вклад Чехова в процесс демократизации русской литературы. Углубление представления о конфликте человека с окружающей его средой. Чехов и Г. Успенский. Новое у Чехова по сравнению с процессом пробуждения самосознания у человека в творчестве Достоевского и Толстого, Помяловского, Успенского и Каронина. Великая переоценка привычных ценностей в творчестве Чехова. Чеховский идеал, его истоки и принципы его творческого воплощения. Истоки чеховского лаконизма и идейно-эстетической выразительности его художественной системы. Чеховские принципы реалистической типизации и решения проблемы положительного героя. Слияние идеи свободы и гражданственности, разрыва со строем господствующих отношений. Новое представление о счастье — продолжение и развитие традиций литературы шестидесятых годов.

Заключение

    Всемирное признание вклада Чехова в развитие художественной культуры человечества. Органическое сочетание в творчестве Чехова вопросов русской жизни и общечеловеческих проблем, гениальное выражение в нем важнейшей особенности русской прогрессивной общественной мысли — ее озабоченности коренными вопросами общественного бытия всех людей, независимо от их национальной или расовой принадлежности. Чехов и мировая литература XX века. Чехов и Горький. Чехов и современность.