(Нет названия)

Публикуемые в данной книге статьи и материалы побуждают лишний раз задуматься о месте Чехова и Достоевского в современном художественном и, шире, околохудожественном пространстве. Их время не только не ушло, а все больше приходит, оно углубляется и расширяется, оно — если присмотреться и прислушаться к их мыслям и голосам — продолжает ко многому обязывать; оно настаивает на внимании к себе. Достоевский и Чехов, помещенные в единое поле рассмотрения, сопоставленные, сведенные вместе, — оба настаивают на движении, предполагая в нем залог и поиск новой творческой энергии для постижения человеком мира и его места в нем. Бесконечность Чехова и бесконечность Достоевского в космосе художественного существования — совершенно разные виды и формы материи, если судить их по неевклидовым параметрам. Парность сопоставлений — художественных методов, приемов, сюжетов, конфликтов, деталей и персонажей, — замотивированная уже самим принципом параллелизма, многажды встречается в большинстве работ этого сборника, что в данном случае естественно и неизбежно.

Русская культура и, в частности, литература, всегда зависимая от времени, всегда же превосходит и выпирает из него своей внутренней содержательной мощью, оставаясь «сверхсуществом», неподвластным только времени. И потому многообещающе неисчерпанным остается диалог Достоевского с Чеховым, о котором пойдет речь в данном сборнике.

По материалам Четвертых международных Скафтымовских чтений (Саратов, 3—5 октября 2016 года).

Содержание

Предисловие

I. Историко-литературное наследие А.П. Скафтымова

II. Чехов и Достоевский в истории русской и зарубежной критической мысли

III. От Достоевского к Чехову — движение поэтик и смыслов

IV. Чехов и Достоевский: религиозно-философский диалог

V. Интертекстуальные связи. Классический контекст

VI. Чехов и Достоевский в постмодернистском контексте

VII. Герои Чехова и Достоевского на сцене и на экране

Сведения об авторах

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.