Публикуемые в данной книге статьи и материалы побуждают лишний раз задуматься о месте Чехова и Достоевского в современном художественном и, шире, околохудожественном пространстве. Их время не только не ушло, а все больше приходит, оно углубляется и расширяется, оно — если присмотреться и прислушаться к их мыслям и голосам — продолжает ко многому обязывать; оно настаивает на внимании к себе. Достоевский и Чехов, помещенные в единое поле рассмотрения, сопоставленные, сведенные вместе, — оба настаивают на движении, предполагая в нем залог и поиск новой творческой энергии для постижения человеком мира и его места в нем. Бесконечность Чехова и бесконечность Достоевского в космосе художественного существования — совершенно разные виды и формы материи, если судить их по неевклидовым параметрам. Парность сопоставлений — художественных методов, приемов, сюжетов, конфликтов, деталей и персонажей, — замотивированная уже самим принципом параллелизма, многажды встречается в большинстве работ этого сборника, что в данном случае естественно и неизбежно.
Русская культура и, в частности, литература, всегда зависимая от времени, всегда же превосходит и выпирает из него своей внутренней содержательной мощью, оставаясь «сверхсуществом», неподвластным только времени. И потому многообещающе неисчерпанным остается диалог Достоевского с Чеховым, о котором пойдет речь в данном сборнике.
По материалам Четвертых международных Скафтымовских чтений (Саратов, 3—5 октября 2016 года).
Содержание
Предисловие
- В.В. Гульченко. От Достоевского к Чехову: горизонтали и вертикали
I. Историко-литературное наследие А.П. Скафтымова
- А.П. Скафтымов. <Эпизоды «дочеховского» прочтения Ф.М. Достоевского>
- А.И. Ванюков. От Достоевского к Чехову: скафтымовская композиция (методологические аспекты)
- В.В. Прозоров. «Вишнёвый сад» А.П. Чехова в свете размышлений А.П. Скафтымова об «Идиоте» Ф.М. Достоевского
II. Чехов и Достоевский в истории русской и зарубежной критической мысли
- Е.-М. де Вогюэ. Достоевский
- Е.-М. де Вогюэ. Антон Чехов. Критический очерк
- Волжский (А.С. Глинка). Достоевский и Чехов. Параллель
- Х. Макэфи. Чехов и дух Востока
- Х. Уолпол. Епиходов: заметки о русском характере
- А.Г. Горнфельд. Два сорокалетия
III. От Достоевского к Чехову — движение поэтик и смыслов
- А.П. Давыдов. Пушкин, Чехов, Достоевский и мы
- Л. Ржевский. Творческое жизнеощущение Чехова
- Б. Хазанов. Смысл и оправдание литературы
- А. Суконик. Вовремя взглянуть на часы
- А. Суконик. Пародия на экзистенциальный роман
IV. Чехов и Достоевский: религиозно-философский диалог
- Л.В. Карасёв. Достоевский и Чехов. Вера и сомнение
- А.А. Гапоненков. «Жажда верить» Достоевского и «маловерие» Чехова: религиозно-философский диалог в произведениях писателей
- В. Чеботарёва-Билл. Чехов и Достоевский
- Л. Парц. «В овраге»: совесть Чехова против веры Достоевского
- Н.В. Мокина. «Фантастический рассказ» Ф.М. Достоевского «Кроткая» и повесть А.П. Чехова «Жена»: к проблеме «диалога» писателей
- В.В. Гульченко. Фигуры сдвоения и раздвоения: Лопахин / Рогожин vs. Любовь Андреевна / Настасья Филипповна
V. Интертекстуальные связи. Классический контекст
- А.Г. Головачёва. «Достоевский» след в творчестве Чехова
- С. Б. Евдокимова. Симпатические чернила Чехова (Достоевский?)
- М.М. Одесская. Чехов и Достоевский: отцы и дети
- Р.-Л. Джексон. Чеховский райский сад, или Грехопадение русских Адама и Евы: «За яблочки»
- Р.-Л. Джексон. Мотивы Данте и Достоевского в рассказе Чехова «В ссылке»
- А.В. Кубасов. Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой в «Зазеркалье» рассказа А.П. Чехова «Убийство»
- К. Аполлонио (Флэт). Чеховский «подпольный человек»: «Припадок»
- С.Дж.Ф. Бейли. Чехов пишет рассказ Достоевского: «Припадок»
- Е.Е. Яблонская. Тема двойников и идея двойственности бытия у Ф.М. Достоевского и А.П. Чехова
- Э. Эгеберг. Мышкин и Лебедев. О юродивых и шутах в «Идиоте»
- А.В. Блинова. Повесть А.П. Чехова «Палата № 6» и традиция Ф.М. Достоевского: интертекстуальное и типологическое
- Е.В. Киреева. Из наблюдений над принципами интертекстуальных связей у Ф.М. Достоевского и А.П. Чехова: стихотворение А.С. Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный...» и роман «Идиот», серенада К.С. Шиловского «Тигрёнок» и комедия «Чайка»
- О.А. Хвостова. Пушкинский образ Алеко: от Достоевского к Чехову
VI. Чехов и Достоевский в постмодернистском контексте
- В.В. Савельева. Медицинская антропология Чехова и христианская антропология Достоевского в трилогии Б. Акунина о Пелагии
VII. Герои Чехова и Достоевского на сцене и на экране
- К.А. Кокшенёва. Без креста. Достоевский на современной сцене (Изъятие христианской проблематики в творчестве Ф.М. Достоевского как проблема цензурирования классического текста)
- Л.А. Скафтымова. Николай Мартынов и его балет «Петербургские сновидения»
- Е.К. Муренина. К проблеме рецепции Достоевского в XX веке: «Кроткая» (1969) в киноэстетике Робера Брессона
- Д.А. Лебедев. Идиот и Самурай (Опыт по освоению одного тезиса)
- О.А. Федосова. Откуда у девки киотская грусть... (О фильме Анджея Вайды «Настасья» — и не только о нем)
- Анджей Вайда о Достоевском