Статьи А.П. Скафтымова о драматургии Чехова содержат в себе «память различной временной глубины» (Ю. Лотман) и опираются на нее. В глубинах этой памяти, как и в памяти самих произведений Чехова, хранится немало неразгаданного — содержащего новые тайны и обещающего новые их открытия. Свидетельством тому стали, в частности. Вторые международные Скафтымовские чтения, посвященные не только Чехову, но и другим русским классикам, привлекавшим исследовательское внимание А.П. Скафтымова. Материалы этих чтений, проведенных 7—9 октября 2014 года в Саратовском государственном университете, составили настоящую коллективную монографию.
Существенное внимание уделяется в книге и сценическому опыту, отечественному и зарубежному, как правило, недостаточно знакомому не только зрителям или читателям, но и исследователям. С этой целью составители данного выпуска обращаются к фактам театра и его фигурам, которые тоже вписываются в общую панораму сценического и экранного освоения классического наследия.
СодержаниеПредисловие
- В.В. Гульченко. «Память различной временной глубины»
I. Историко-литературное наследие Скафтымова
- И.Ю. Иванюшина. О полиглотизме статей А.П. Скафтымова о Чехове
- Н.В. Новикова. Из рукописей А.П. Скафтымова: «Чайка» среди повестей и рассказов Чехова
- В.В. Прозоров. «А ты всё-таки Ермолай»: комментарий к дневниковой записи А.П. Скафтымова
- Б.Ф. Егоров. Письма А.П. Скафтымова к Ю.М. Лотману
II. Отечественная драматургия от Пушкина до Островского: проблемы изучения
- О.А. Хвостова. А.П. Скафтымов о трагическом в произведениях Пушкина («Цыганы», «Борис Годунов»)
- Е.В. Киреева. Поздний Островский и Пушкин
- Л.В. Чернец. Типы «самодура» и «делового человека» в пьесах А.Н. Островского
- Ю.В. Доманский. «Пучина» А.Н. Островского: специфика паратекстуальной организации
- Ю.В. Пяткина. Гимническая традиция в драме А.Н. Островского «Гроза»
III. Историческое развитие драмы
- Л.Г. Тютелова. Чеховская драма и проблема развития новой драматической формы в истории русской литературы XIX века
- Л.В. Дербенёва. Сценическая иллюзия как основа зрительского восприятия пьес Чехова
- Е.А. Лахно. Театр правды и «панпсихизма» Леонида Андреева
- Н.М. Пьянова. «Отброшенные фрагменты» в драме Д. Стори «Былые времена» («Early Days»)
- А.Н. Безруков. Иерархия комического и трагического в драме («Вальпургиева ночь, или Шаги командора» Вен. Ерофеева)
IV. Поэтика драматургии Чехова
- Н.К. Загребельная. Дискурс о времени в драматургии А.П. Чехова
- Л.В. Карасёв. «...едва узнаем друг друга» (быстрое старение у Чехова)
- В.В. Гульченко. «Каменный» гость, или Анти-призрак (Фильм А. Сокурова «Камень» и чеховский хронотоп)
- Л.Г. Петракова. Мотив холода в пьесах Чехова
- В.Н. Иванова. Синергийное со-бытие персонажей в драматургии А.П. Чехова (на материале пьесы «Безотцовщина»)
- Л. Димитров. «Предложение»: (без)опасный сосед, или драма на охоте... на женщину
- О.В. Спачиль. Православный ритуал венчания в драме А.П. Чехова «Татьяна Репина»
- А.В. Кубасов. Знаковая природа интонации в драматическом этюде А.П. Чехова «Лебединая песня (Калхас)»
- В.В. Прозоров. Яшино удовольствие: молодой лакей в комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад»
- Н.М. Щаренская. «Вишнёвый сад». Раневская: воспоминания
- Н.Ф. Иванова. Под какую музыку продаётся вишнёвый сад?
V. Поэтика прозы Чехова
- Е.Н. Петухова. Ирония в рассказах А.П. Чехова 1886 года
- А.К. Жолковский. Как сделан лошадиный мем Чехова
- К.С. Оверина. Святочный рассказ в ранней прозе А.П. Чехова: трансформация жанра и повествовательной структуры
- Л.В. Карасёв. Солнце в финале
VI. Литературные параллели
- В.Ш. Кривонос. Гоголевский сюжет в пьесе Чехова «Иванов»
- А.Г. Головачёва. Драма Е.П. Гославского «Расплата» и «Вишнёвый сад» А.П. Чехова в свете концепции чеховской драматургии А.П. Скафтымова
- А.А. Гапоненков. Вл. Соловьев и А. Чехов: «Три разговора» и «Вишнёвый сад»
- В.С. Фоменко. Драматургическое начало в поэзии А.Н. Апухтина
- Н.Д. Богатырёва. Чеховская традиция в драмах Леонида Андреева: экзистенциальные параллели
VII. Русская классика на театральной сцене
- А.А. Демченко. О первой постановке «Иванова» А.П. Чехова на саратовской сцене
- Е.М. Гушанская. «Вишневый сад» глазами XXI века
- В.В. Савельева, О.Ю. Загинайко. «Чайка» и «Вишнёвый сад» в алматинском русском театре драмы: рефлексия зрителя-читателя
- Жорж Баню. Что остается в памяти («Вишнёвый сад» в версиях Стрелера и Брука)
- У нас в гостях — веб-журнал «Европейская афиша» (Франция, Париж)
- Русская классика в европейском пространстве: Пушкин, Горький, Чехов
- В. Игнатов. Мечты Ноймайера о пушкинской Татьяне
- Е. Богопольская. Ностальгическая красота
- И. Садовска-Гийон. Чехов после Беккета
- Е. Богопольская. «Платонов», между Мулен де ла Галетт и Пиной Бауш
- Е. Богопольская. Чеховскому Иванову поставили наконец медицинский диагноз
- Е. Богопольская. А был ли Чехов?