Присутствие Шекспира в художественном мире Чехова — больше, чем тема. Речь может идти не только о прямом или косвенном влиянии личностей одного художественного авторитета на другого, но и о совпадении, созвучии тех или иных эстетических намерений, выражаемых в разных формах и проявлениях. Имена Шекспира и Чехова не случайно то и дело ставятся рядом — исследователями их творчества, писателями, философами, практиками театра... Один из многих последних тому примеров — данная коллективная монография, возникшая на базе материалов «Чеховских чтений в Ялте» — международной научно-практической конференции «Чехов и Шекспир», проведенной в апреле 2015 года. Издание приурочено к памятной дате 2016 года — 400-летию со дня смерти Уильяма Шекспира.
Содержание
В.В. Гульченко. Предисловие. «Два повода к столкновению»
I. Шекспир в жизни и творчестве Чехова
- И.Н. Сухих. Чеховский Шекспир: обратный отсчет
- М.П. Кизима. Шекспир в письмах А.П. Чехова
- Е.Н. Петухова. Шекспировское эхо в ранней прозе А.П. Чехова
- А.А. Шелаева. «Если увидите Лескова, то скажите ему, что у Шекспира...»: шекспировский текст в письмах А.П. Чехова 1890-х годов
- Е.Ю. Виноградова. «Видения посетят» и «грустный домик Дездемоны»: две «очень чеховские» шекспировские темы
- Н.Ф. Иванова. Гамлетовская флейта у Чехова
- А.Г. Головачёва. «Где мои заметки? Я запишу на них...» Пометы А.П. Чехова на книге «Гамлет принц Датский» в переводе Н.А. Полевого
- В.Б. Смиренский. «Никаких не будет тайн...» Мотивы Шекспира в драматургии Чехова
- Н.К. Загребельная. «Как сорок тысяч братьев...»: чеховские вариации
- А.Д. Сёмкин. «Во мне душа и Александра Великого, и Цезаря, и Шекспира, и Наполеона, и последней пиявки». О чеховском «списке полубогов»
- П.Г. Чеботарёв. Концепты чеховских контекстов: Шекспир, его персонажи и произведения в текстах А.П. Чехова
II. Поэтика Шекспира и Чехова
- Ж. Баню. Шекспир — двойник Чехова
- А. Голомб. Чехов vs. Шекспир: два типа сложности
- В.В. Гульченко. Две фигуры: Лир и Фирс
- М.М. Одесская. Старость и старение в произведениях Шекспира и Чехова
- С.А. Макуренкова. Вечная тема рока: Шекспир и Чехов
- А.В. Лексина. Принцип возмездия в поэтике произведений Шекспира и Чехова
- Л.В. Карасёв. Зрение и слух в «Чайке» и «Гамлете»
- В.В. Савельева. Чеховские героини с тенью Офелии
- Н.А. Никипелова. Чехов и Шекспир: мотив театра в драматическом сюжете «Бури» и «Чайки»
- А.П. Кузичева. Шекспировские метафоры в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»
- Ю.В. Доманский. «Крокодилов ела»: отсылка к «Гамлету» в «Вишнёвом саде»
- А.В. Кубасов. «Гамлет» наизнанку: особенности чеховской травестии
- Т.В. Коренькова. Шекспировские страсти «именитого купеческого рода» Лаптевых: «Три года» А.П. Чехова на фоне трагедий Шекспира
- Н.М. Щаренская. Шекспир по-русски: искусство жизни в повести А.П. Чехова «Моя жизнь»
- В.А. Семёнов. Чехов и Шекспир в посредничестве Стерна
III. Шекспир и Чехов в русском и мировом художественном сознании
- Л.Е. Бушканец. Шекспир и шекспировские реминисценции в российских тонких юмористических журналах 1880-х годов
- А.В. Жучкова. Герои-индивидуалисты в пьесах Шекспира и Чехова
- А.А. Гапоненков. О «виновности» драматических персонажей Шекспира и Чехова (в восприятии русской религиозной философии)
- О.В. Спачиль. «Не Шекспир главное, а примечания к нему»: А.П. Чехов и шекспировед Н.И. Стороженко
- А.Я. Аббасхилми, М.Ч. Ларионова. «Чеховское» и «шекспировское» в пьесе Ауатиф Наим «Плыви в море глаз» по мотивам «Лебединой песни» А.П. Чехова
- Л.С. Артемьева. «Чайка» в переводе Т. Стоппарда: шекспировские микросюжеты как переводческая стратегия
- В.В. Гульченко. Еще о Фирсе, Лире и Гамлете. Сценические опыты
IV. История литературоведения
V. История театра
- А.В. Бартошевич. Драма Шекспира как театральный текст
- В.Б. Катаев. О.Л. Книппер-Чехова, «Гамлет», МХТ
- Х. Питчер. «Дорогой Храм»
- К.И. Шадчнев. «Воскресший Шекспир»: судьба одного произведения скульптора К. Луцкого (из собрания ГЦТМ имени А.А. Бахрушина)
VI. Публикации
- А.Г. Головачёва. Чехов и Шекспир на страницах журнала «Артист»
- И. Щеглов. Мышеловка. Шутка в 1-м действии
- И.Я. Гурлянд. Уездный Шекспир. Комедия в одном действии
- И.Я. Гурлянд. Последняя вспышка: рассказ
- А.М. Фёдоров. Отелло: психологический очерк
- А.П. Гнедич. К постановке трагедии «Гамлет»
- Ив. Иванов. Песни Офелии и могильщиков в «Гамлете»